Человеческий фактор в инновациях

Автор: Асланбек Амрин
зампред Нацагентства по технологическому развитию

Источник инноваций - творческий потенциал людей

Правильная постановка проблемы содержит в себе алгоритмы ее решения. Уже сейчас очевидно, что стратегическая важность человеческого фактора в продвижении инновационной стратегии Казахстана сильно недооценена, а в будущем эта проблема будет только усугубляться. Формирующаяся национальная инновационная система Казахстана обещает стать структурой достаточно неповоротливой и негибкой, поскольку создается по привычным трафаретам государственных услуг, в которых важно исключить человеческий фактор как фактор риска и возможной погрешности. Место для творчества остается только в программных документах, а на стадии реализации креатив традиционно неуместен. Вместе с тем, опыт развитых стран демонстрирует, что наибольшего успеха в управлении инновациями добиваются страны и регионы, где все участники процесса инноваций готовы нести свою степень риска и вносить свой творческий импульс, умеют доверять друг другу и успешно взаимодействовать.

Решение этой проблемы не лежит на поверхности, но его возможно выработать совместными усилиями участников рынка инноваций. Первые важные шаги в этом направлении делаются - выстраиваются коммуникации на всех уровнях, по всем направлениям: промышленность - МСБ, бизнес - наука, государство - частный сектор, инноваторы - государство. Задачу менеджеров нацкомпаний, реализующих услуги населению и бизнесу, можно обозначить как маркетинговую: сформировать у потенциального потребителя (населения) потребность в услуге (предоставление гранта на инновации, например), продвинуть свою услугу на рынке и суметь ее позиционировать таким образом, чтобы она нашла свою целевую аудиторию.

Реклама, SMM могут быть успешными инструментами для продвижения госуслуг, только надо помнить, что за их пиаром должны стоять реальные истории из жизни реальных людей. И главное, они должны отвечать запросам современного общества на высокую степень достоверности и актуальности информации. Вопросы пиара госуслуг – еще только на этапе осмысления, но уже сейчас понятно, что они не будут решаться до тех пор, пока госорганы закрыты для информации снизу, не умеют работать с критикой, точнее, рассматривают её как проблему, а не как возможность для развития.

Практика непосредственного, живого общения с отечественными предпринимателями и учеными, развивающими инновации, показывает, что им необходим пример воспроизводимых моделей успешного построения инновационного бизнеса в разных секторах экономики.  И эту потребность сейчас стремятся удовлетворить эксперты нашего агентства, активно выезжая на консультации в регионы. На сегодняшний день цель работы наших экспертов с потенциальными и действующими инноваторами мы обозначаем так: вдохновить на разработку и реализацию своих идей, демонстрируя успешный опыт получивших от НАТР поддержку предприятий, оказать содействие в получении грантового финансирования и наладить обратную связь. Пока мы накапливаем и анализируем опыт сотрудничества и в перспективе видим наилучшим решением подход, при котором будем предоставлять необходимую экспертную поддержку на всем протяжении становления проекта, а особенно в части коммерциализации идей.

На данном этапе посредничество государственных институтов в развитии и продвижении инноваций – объективная реальность. И для того, чтобы государственным институтам достойно справляться со своими задачами в сфере управления инновациями, крайне важно учиться работать с людскими ресурсами. Причем как в среде потенциальных инноваторов, так и в нацкомпаниях. Потому что люди, их творческий потенциал – источник инноваций. В управлении инновационными процессами грамотно поставленная работа с людскими ресурсами позволит снизить бюрократические барьеры для рынка: ускорить процедуру принятия решения (например, по совершенствованию схем финансирования), продумать процедуры актуализации предложений, которые уже поступили на рассмотрение, максимально сократить количество инстанций. Для этого, правда, каждому конкретному исполнителю придется делегировать большую степень ответственности и большую свободу. Готовы ли мы к этому? 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
9024 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
22 декабря родились
генеральный секретарь Казахстанской федерации футбола
министр внутренних дел РК
Forbes Video

АЛЕКСАНДР ГЕРЧИК: $20 МЛН ЗА 25 ЛЕТ В ТРЕЙДИНГЕ

Обсуждаемые в Соцсетях
Самые Читаемые

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить