Если верить «Википедии», то за последние 700 с лишним лет чаще других переносились столицы в тех государствах, которые недавно подписали договор о создании ЕАЭС.
У России сначала состоялся переезд из Москвы в Санкт-Петербург, а затем обратно в Белокаменную. В Белоруссии в XIV веке вместо Новогрудка главным городом стал Вильно, в 1919 году – Смоленск и в том же году – Минск. В Казахстане же столица в 1925 году перебралась из Оренбурга в Кзыл-Орду, в 1929 году – в Алма-Ату, а в 1997 году – в Астану.
Любопытно также, что из шести упоминающихся обычных причин для переноса столицы только одна не имеет отношения к независимому Казахстану – разрешение спора между городами, имеющими равные основания претендовать на высокий административный статус. Остальные же были налицо. Перенаселенность и гипертрофированное доминирование прежней столицы над остальной страной; наличие потенциальной прямой военной угрозы главному городу; неудачное географическое и геополитическое расположение. Желание ускорить развитие центральных и северных территорий, где расположена Астана, официально декларировалось руководством страны, а не на публику говорилось и о намерении изменить демографическую ситуацию там. Наконец, переносом столицы в вышедшем из СССР Казахстане хотели доказать решимость освободиться от старого наследия.
Цена этого исторического шага была недавно названа – 4,8 трлн тенге, вложенных за минувшие 16 лет в развитие Астаны. С одной стороны, сумма большая – она перекрывает объем пенсионных накоплений всех казахстанцев, едва превысивший 4 трлн тенге к началу мая. Да и на душу населения, включая самих астанчан, получается вполне приличная цифра – 282,3 тыс. тенге. С другой стороны, по отношению к прошлогоднему номинальному ВВП Казахстана в 34 трлн тенге получаются довольно скромные 14%. К тому же, если верить столичным властям, экономика Астаны показывает фантастическую отдачу инвестиций в виде роста ВВП более чем в 54 раза, инвестиций в экономику города – в 28 раз, при росте населения почти втрое.
Но все это сугубо макроэкономические выкладки. Зато, согласно выводам аналитиков Global Monitor, в последние годы Алматы вернул себе статус самого счастливого города страны. В рейтинге «индекса счастья» последний раз Астана была первой в 2011. Оценка по этому рейтингу делается по семи параметрам – здоровье, безопасность, состояние экологии, образование, доступность коммуникаций, материальных благ и уверенность в завтрашнем дне. И хотя для расчетов используются главным образом сведения официальной статистики, такой результат во многом подтверждает субъективные оценки как самих казахстанцев, так и зарубежных гостей.
Да и президент, по замыслу которого развивается столица, констатировал минувшей весной, что в Астане зафиксирован самый высокий уровень преступности в стране, в самом центре города находятся мусорные свалки, а его окраины пребывают в плачевном состоянии. Плюс суровые зимние морозы, степные бури летом, неубиваемые знаменитые комары и прочие известные «прелести». А иностранцы еще и обращают внимание на то, что не находят в этом в общем-то красивом юном городе Казахстана, в отличие от Алматы или других южных городов. В последних, по их мнению, национальный дух ощущается гораздо сильнее, а функционально они больше приспособлены для жизни рядовых жителей.
Ну, что есть, то есть. Зато теперь у нас налицо спор между двумя городами, имеющими равные основания претендовать на столичный статус. И хотя «Википедия» подсказывает, что на этом основании можно вновь задуматься о переносе столицы страны, лучше все же совершенствовать уже построенное.