У нас на производстве работают иностранные специалисты – из России, Кореи, Японии, с Украины. Они стоят дороже, но иного выхода мы пока не видим. Совсем отказаться от зарубежных экспертов мы сможем года через три, не раньше. Но на данный момент они не только работают на заводе, но и обучают отечественные кадры.
На сегодняшний день иностранные специалисты – «провайдеры» мировых принципов автомобилестроения, а мы пока в этом деле «пионеры», и нам нужны «вожатые». Хотя, наверное, казахстанскому автопрому они всегда будут нужны. Мир автомобилестроения – глобален и не имеет границ. Например, IVECO – это итальянский бренд, при этом штаб-квартира у компании в Лондоне, часть производства - в Китае, часть - в Испании и т.д. А вот собственного итальянского осталось немного. И так – везде. Уже практически не осталось крупных автомобилестроительных компаний, ограничивающих себя пределами одной страны. При этом трудно представить производство итальянских автомобилей без итальянцев.
Так что это естественно, когда на казахстанских линиях по производству SsangYong или Toyota работают корейцы и японцы. Они прививают нам свою философию. Ведь благодаря созданной им атмосфере на производстве наши специалисты стали ответственнее и усерднее. Пропало в них неискоренимое раньше желание побездельничать или схалтурить. Когда ты каждый день работаешь с представителями японской компании, хочешь не хочешь - и сам становишься как бы японцем.
Среда меняет людей, да и передовые технологии на производстве не позволяют кому-то делать свою работу некачественно. Каким бы недобросовестным ни был человек, максимальная автоматизация процесса не дает ему лениться. Работать остаются только те люди, которые готовы к непрерывному обучению, росту, которые могут проникнуться процессом созидания.