Почему Казахстану недоступен авторынок России

Автор: Аскар Арынов
управляющий директор KAZNEX INVEST

Пора бы проснуться и начать защищать интересы бизнеса Казахстана в рамках ТС и ЕАЭС

1 марта 1858 в английской палате общин премьер-министр Великобритании лорд Генри Палмерстон заявил: «У нас нет ни вечных союзников, ни постоянных врагов, но постоянны и вечны наши интересы, и защищать их — наш долг». И по сей день это – пример образцового прагматизма во внешней экономической политике любого государства.

Сегодня это особенно актуально для Казахстана в связи с активной интеграционной экономической политикой в рамках Таможенного и Евразийского экономического Союзов с Россией, Белоруссией, Арменией и Кыргызстаном.

Как известно, идея евразийской интеграции принадлежит президенту нашей страны Нурсултану Назарбаеву. По своей сути интеграция Казахстана в мировую экономику – правильная идея, и ее нужно поддерживать и дальше развивать. Вопрос в другом. Вызывает недоумение то, как отстаиваются интересы отечественного бизнеса  в рамках ЕАЭС. 

Сейчас только ленивый не ругает Россию, за то, что она не пускает наши товары на свой рынок. Но это и понятно. У Москвы одна цель - отстоять интересы своего бизнеса и защитить свою страну от других товаров.

К примеру, вопрос об экспорте казахстанских автомобилей в Россию. Сегодня каждый пятый новый автомобиль, продаваемый в Казахстане, отечественного производства. Конечно, хорошо, что за небольшой промежуток времени мы создали с нуля отрасль автомобилестроения. Конечно же, все это создавалось не только для отечественных автолюбителей, но и для дальнейшего экспорта в страны Таможенного Союза. Так к 2020 планируется экспортировать по 100 тыс. авто только в РФ. Однако в этом году Казахстан экспортировал в Российскую Федерацию лишь один легковой автомобиль стоимостью $36,6 тыс.

Причина этому – введенные в октябре прошлого года правительством России изменения в закон о подходах к потреблению, согласно которому утилизационным сбором с 2014 облагаются все импортные автомобили. При этом надо признать, что под эти изменения попали и машины, произведенные в России. Вместе с тем, правительство РФ предусмотрело полную компенсацию утилизационного сбора российским производителям путем субсидирования.

То есть перед нашими автопроизводителями закрыли обещанный ранее рынок емкостью 170 млн. человек и импортом автомобилей 894,1 тыс. единиц, что в денежном выражении составляет $17 млрд.

Еще обиднее от того, что если для кого-то это стало откровением, то для казахстанских чиновников – участников переговорного процесса в ЕАЭС такое положение дел – не новость уже больше года. Однако они не изменили ситуацию. Лишь в конце 2013 предполагалось ввести зеркальные меры в отношении российского автопрома, но эта идея благополучно канула в небытие.

Спрашивается, зачем мы призываем бизнес создавать высокотехнологичную продукцию, попутно закачивая миллионы долларов частных инвестиций, если не можем решить вопрос о создании одинаковых условий для бизнесменов обоих стран? Может пора «проснуться» и начать достойно отстаивать права и защищать интересы нашего бизнеса, а не заниматься «ритуальными танцами» и делать вид, что все прекрасно?

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
12457 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
16 апреля родились
Дархан Кыдырали
министр информации и общественного развития
Ерсерик Сийрбаев
банковский омбудсмен
Forbes Video

Джохар Утебеков: Новый старый Казахстан

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить