Просматривая публикации и комментарии на большинство новостей об отечественном автопроме, я то и дело наталкиваюсь на критику и непонимание ни итогов развития отрасли, ни тем более ключевых причин ее создания. В связи с этим хочу внести немного ясности.
За минувший год автомобильная промышленность нашей страны претерпела значительные качественные изменения. В 2014 было запущено производство второй по счету модели мелкоузловым способом (CKD) (в процесс CKD производства включены следующие этапы: сварка кузова, а это свыше 5 тыс. операций, полная покраска кузова и финальная сборка из более чем 7 тыс. компонентов). Это был автомобиль Toyota Fortuner.
Сегодня основная доля автопроизводства в Казахстане приходится на компании AllurGroup и АзияАвто с долями 24% и 76%, соответственно. В 2014 AllurGroup показала рост производства на 18% по отношению к собственным показателям 2013. И на сегодняшний день мы видим ряд макроэкономических факторов, позволяющих прогнозировать дальнейший рост казахстанской автомобильной промышленности.
Так, например, на фоне неблагоприятных событий на российском рынке, связанных с закрытием некоторых производственных линий, отечественные производители получат безусловный шанс на завоевание более высокой доли рынка внутри страны, а также на экспорт в пределах ЕАЭС, куда сейчас вступают новые участники.
Таким образом, по предварительным прогнозам, в том числе и в рамках увеличения экспортного потенциала отечественного автопрома, казахстанские автопроизводители планируют увеличить объемы производства к 2018 до 190 тыс. автомобилей в год.
Также хотелось бы отметить, что для мировых автогигантов казахстанский рынок стал представлять немалый интерес. Доказательством тому стало начало работы на производственных площадках в Костанае за последние два года таких брендов, как Geely, Peugeot, Iveco, чьи объемы производства в мире на сегодняшний день достаточно высоки. Например, автомобили бренда Geely уже в 2015 планирует нарастить мощность своих заводов до выпуска 2,2 млн автомобилей в год, а бренд Iveco занимает 6 место в мире по объёмам выпуска грузовых автомобилей. А мощности заводов по производству автомобилей JAC позволяют ежегодно выпускать свыше 700 тыс. автомобилей этого бренда в год. Все они выбрали именно Казахстан для производства своих автомобилей. А в ближайшие несколько лет сотрудничество с Geely и Peugeot перейдет на новый уровень, компании запустят линию по мелкоузловому производству на костанайском заводе.
Следующий этап – развитие отрасли автокомпонентов, но для этого необходима отдельная государственная программа. Хотя в этом году были сделаны первые шаги в этом направлении. Было заключено несколько меморандумом с компаниями, которые будут поставлять автокомпоненты в Костанай.
Столь актуальные шаги позволят повысить локализацию и выйти на экспортные рынки с продукцией казахстанского производства. Наибольший поток производимых автомобилей, предназначенных для экспорта, попадет на рынки стран-участниц ЕАЭС.
Ну и в заключение. Автопром имеет большое значение для развивающихся стран. Его можно назвать «рычагом интенсивного развития». Развитие этой отрасли свидетельствует о прогрессе в области технологий, производства и инноваций. К тому же автомобилестроение крайне эффективно стимулирует рост других отраслей промышленности страны.
Эффективно развитое автомобилестроение станет стартовой площадкой для Казахстана на пути к признанию его промышленно развитой страной в ближайшем будущем.