Недропользователи, работающие в Казахстане, добросовестно платят налоги, сборы и пошлины, «накачивая» республиканский бюджет и Национальный фонд. Но деньги из бюджета потом трудно распределить по экономике. Фонды развития, госкомпании и прочие ПИИРы не так эффективны, как хотелось бы.
Нужно, чтобы недропользователи закупали больше отечественных товаров. Тогда деньги будут идти напрямую производителям и дальше – по пищевой цепочке реальной экономики. Но как это сделать? Ведь мы не хотим прослыть экономическими националистами и борцами со здравым смыслом. Назревает кризис, мировой объем добычи нефти сократился, и «зажимать» бизнес сейчас невыгодно, даже если речь идет о недропользователях.
Любые меры по защите местного производителя должны быть продуманными, компетентными и своевременными.
Что происходит сейчас
Во всех добывающих регионах постоянно идет строительство: добывающих предприятий много, они расширяются, проводят модернизацию и ремонт. Местный бизнес мог бы устойчиво развиваться на заказах от недропользователей практически во всех добывающих регионах. Но сейчас для сырьевых проектов закупается минимальный объем стройматериалов казахстанского производства: кирпичи, блоки, цемент (иногда), металлоконструкции (не всегда), бетон, пластиковые трубы (иногда), инертные материалы.
Смешно, но такие простейшие товары, как металлопрокат (арматура, швеллеры, листовая сталь), краски и другие покрытия, трубы стальные и фитинги, а также многое другое закупается за рубежом.
Тому есть объективные причины – нет собственного производства или не тот сортамент. Также качество местных товаров не отвечает критериям, а менеджмент местных компаний не вызывает большого доверия.
Почему недропользователям не нужно закупаться у местных производителей
· Нефтяные и горнодобывающие компании умеют считать деньги. Им выгоднее привезти дорогой проверенный товар из-за рубежа, потому что они знают: не придется менять вышедшее из строя через пару лет, останавливая производство и теряя деньги.
· У компаний есть графики реализации капитальных проектов. Представьте, что казахстанский партнер опоздывает с поставками металлоконтрукций зданий, скажем, на 6 месяцев (в моей практике такое было), и весь график летит к чертям. Это значит, что к зиме здания закрыть не удастся, соответственно, внутренние работы в холодный сезон выполнены тоже не будут и т.д. Опоздание как минимум на один год, согласитесь, очень серьезно для любой компании.
· Казахстанские бизнесмены любят кормить «завтраками», поэтому невозможно запланировать опоздание и скорректировать свои действия, чтобы хоть как-то компенсировать потерянное время.
· На наших предприятиях слабо соблюдается ТБ. Это еще одна головная боль для менеджера проекта заказчика. Конечно, есть «железная» защита в виде страхования от претензий, но ведь корпорации ведут внутреннюю статистику тоже. И корпоративные «чиновники» все равно вменят в вину менеджеру проекта плохой контроль по ТБ.
Проблема системы поддержки местного содержания
Сейчас система выстроена таким образом, что NADLoC (Национальное агентство по развитию местного содержания Министерства по инвестициям и развитию РК) ежегодно запрашивает планы закупок у недропользователей, а потом через свою платформу электронных закупок размещает тендеры для этих компаний. Если впоследствии компании не выполняют заявленные планы по местным закупкам, их включают в перечень нарушителей.
Это влечет за собой большие неприятности: на компанию могут наложить смехотворный штраф, а руководителя – поставить в угол на каком-нибудь министерском совещании.
У такой системы есть несколько недостатков:
1. Никто не боится штрафов и последних предупреждений.
2. Планы местных закупок можно занижать с самого начала, и закладывать 95% всех материалов зарубежного производства.
Вторая проблема намного серьезнее. NADLoC просто не уполномочено и, очевидно, не способно влиять на технические решения, которые принимает недропользователь для своих капитальных проектов.
Что делать?
Во-первых, не торопиться. Надо признать, что экономика наша отсталая, и нанотехнологии нам пока не по зубам. Мы не должны заставлять покупать сложное оборудование местного произодства только потому, что у нас есть завод. Надо быть реалистами и начать с самых простых товаров. Я набросал примерный список того, что Казахстан производит и может поставлять прямо сейчас без существенного вреда для бизнеса:
· Металлоконструкции строительные.
· Ограждающие конструкции (заборы и ограды).
· Трубные опоры.
· Трубные и кабельные эстакады.
· Рамы стальные для оборудования.
· Кирпичи и блоки, кроме футеровочных.
· Все виды заводского железобетона.
· Сэндвич-панели.
· Окна и двери (кроме взрывозащищенных).
· Теплоизоляцию (минеральные ваты и плиты).
· Трубы стальные или пластиковые со всеми фитингами для пожарных трубопроводов и трубопроводов технической воды.
· Трубы пластиковые со всеми фитингами для канализации.
· Трубы пластиковые и стальные для газопроводов низкого, среднего и высокого давления.
· Стальные трубы для технологических трубопроводов с неопасной средой.
· Сосуды под давлением с толщиной стенки менее 25 мм.
· Опоры освещения.
· Кабели электрические для освещения.
· Кабельные лотки.
Этот список состоит из товаров, которые производит казахстанский МСБ. Причем строительные металлоконтрукции, трубы и кабели выпускает средний бизнес. Трубные опоры, заборы, кабельные лотки можно изготавливать в любом гараже или мастерской, а это уже развитие бизнеса малого.
Почему бы не завести список товаров, которые можно закупать только в Казахстане? Главное - перечень должен быть коротким. Нельзя загонять бизнес в угол популисткими мерами.
Итак, правительство должно обязать недропользователей покупать эти товары только у местных производителей, обладающих сертификатом СТ РК. На каждый вид продукции должен быть определен минимальный уровень местного содержания. Например, вы не можете ожидать 100% местного содержания на металлоконструкции, раз уж наша могучая республика не производит металлопрокат.
Кстати, подобное постановление применительно к государственным закупкам уже было. Но его отменили и оставили только закупки работ и услуг.
Сейчас нефтяные компании нанимают иностранные проектные институты (инжиниринговые компании), где руководящие должности занимают иностранцы, которые просто не знают, что производят в Казахстане. Они закладывают иностранные технологии и материалы в свои проектные решения.
Когда дизайн утвержден, менять что-либо уже поздно. Каждое изменение на последующей стадии реализации проекта стоит в 10 раз дороже, чем на предыдущей. Поэтому недропользователи могут давить на то, что местные материалы не подходят под критерии, заложенные в проекте, не соответствуют требованиям качества и безопасности. Менять что-либо после окончания проектирования невыгодно никому, в том числе и Казахстану. Поэтому нужно контролировать местное содержание на стадии утверждения проекта в госэкспертизе.
Ключ в проектировании
Проектирование – очень эластичный процесс. Основные критерии, которым следуют инженеры во время проектирования - это безопасность персонала, надежность и защита от несработок, эксплуатационная вариативность и гибкость. То есть завод можно построить за $1 млн и за 3 месяца, но он будет все время на ремонте, и люди будут периодически получать увечья. Или можно потратить на строительство $5 млн и 1,5 года, но при этом добиться соответствия всем нормам безопасности и качества.
Если в проектирование добавить еще один критерий - «максимальное использование местных материалов из постановления правительства РК» - это, конечно, повлияет на график и бюджет, но критерий будет выполнен.
После окончания первой стадии проектирования (стадия П) документы должны пройти согласования в ЧС, экологии, СЭС и госэкспертизе. Именно на этой стадии государство может эффективно регулировать объем местного содержания в проектах недропользователей.
Если госэкспертизу наделить полномочиями и ответственностью за объем местного содержания в проектной документации, эффект будет намного большим. Сейчас какие-то эфемерные обязаности у госэкспертизы есть, и я перидически встречаю в заключениях хитрые оговорки вроде - «в проекте максимально использовать местные материалы и оборудование». Но этого недостаточно.
Должен быть четкий перечень товаров, которые недпропользователи должны закупать только в Казахстане. У эксперта должна быть конкретная ответственность за то, что технологии, примененные в проекте, максимально дружественны для местных товаров. В некоторых случаях не лишним бывает упростить принимаемые решения, чтобы они помогли местным производителям.
Примеры:
· Проект предусматривает строительство 10 зданий. Половина из них - в зоне потенциального взрыва главной установки, а вторая половина - вне пределов этой зоны. Все 10 зданий спроектированы взрывозащищенными. Эксперт должен это пресечь и вернуть проект на доработку, чтобы 5 зданий были из обычных и, соответственно, местных материалов.
· В проекте заложен монтаж модульных зданий иностранного производства. Эксперт должен получить обоснование этого технического решения. Ведь если они не будут переноситься с места на места, то смысла закупать импортное здание нет. Можно построить обычное здание из местного кирпича, бетона или металлоконструкций.
· Технологические трубопроводы очищенной воды спроектированы из нержавейки. Мы не производим трубы из нержавеющей стали, но у нас есть пластиковые трубы. Соответственно, там, где можно безопасно заменить нержавейку на пластик, эксперт должен потребовать сделать это.
Очевидно, что никакой чиновник-неспециалист с такой работой не справится. Это задача для инженера, причем опытного и патриотически настроенного. Патриотизм можно поддержать материально. Например, производитель, получивший контракт по этому проекту, мог бы перечислить символический 1% от объема госэкспертизе в виде узаконенной государственной «мзды на счастье».
Контроль во время закупок и приемки в эксплуатацию
Далее в дело влючается NADLoC, которому госэкспертиза передает ведомость местных материалов по конкретному проекту. И когда недропользователь разместит заявку в системе электронных закупок, NADLoC будет знать, сколько местных материалов заложено в проекте.
Если на следующей стадии проекта были приняты технические решения, приведшие к сокращению местных материалов, NADLoC об этом узнает и сообщит госэкспертизе, которая может обратиться в Казстройкомитет или отозвать свое заключение, так как в утвержденный проект запрещено вносить изменения без согласования госорганов.
Также NADLoC может проверить происхождение товаров на этой стадии. Я думаю, эта практика уже отработана, и «лжеместные» товары будут эффективно отсеиваться.
Далее схема отработана еще с советских времен. Строительный инспектор приходит на рабочую комиссию по приемке объекта, изучает заключение госэкспертизы и обнаруживает, что указанные товары или их количества были закуплены не полностью. Это основание, чтобы не принять объект в эксплуатацию.
Такой сценарий сулит очень серьезные неприятности недропользователям. Одно дело - платить мелкие штрафы и состоять в списках недобросовестных компаний, и совсем другое – не иметь возможности запустить уже возведенный объект. Это милионные убытки и срыв всех обязательств.
Круг замкнулся.
Прочие «вкусности»
· Госэкспертиза может на ежеквартальной основе публиковать объемы местных материлов, утвержденных в проектах недропользователей с указанием региона. Это дало бы возможность бизнесу получать информацию о рынке и планировать свою деятельность.
· Правительство может заранее (скажем, за 3 года) сообщать о расширении списка обязательных товаров на какие-то конкретные позиции. Соответственно, инвесторы получили бы ориентиры о перспективах рынка и гарантии окупаемости будущих производств.
· Можно завести 2 перечня: обязательный и рекомендованный. По первому надо закупать 100% местного товара, а по второму, скажем, не менее 20%. Правительство каждый год могло бы повышать процент местного содержания списка №2. Это тоже стимулировало бы местный бизнес на расширение производства.
Обязательные условия
· Перечень материалов должен быть коротким. Надо реально оценивать возможности наших производителей.
· Эксперт из госэкспертизы должен нести персональную ответственность за проверку решений проектировщика на предмет местного содержания. Прокурор с другими привлеченными экспертами должен регулярно заглядывать в госэкспертизу для поддержания боевого духа и мотивации.
· Эксперт должен быть компетентным и трудолюбивым, а значит, высокооплачиваемым.
· Ключ к успеху лежит в деталях и подробностях, которые надо прописать в положении о госэкспертизе. Документ должен быть составлен профессионально и не оставлять пространства для маневров.
· NADLoC и госэкспертиза должны быть подразделениями одного министерства и комитета.
P.S. Я осознаю, что NADLoC (Национальному агентству по развитию местного содержания) и правительству РК вряд ли есть дело до моих советов. Статья эта написана по той же причине, по которой пишутся сотни других - наивный оптимизм и желание поделиться опытом.