Что еще Казахстан может сделать для инвесторов

Автор: Сания Перзадаева
управляющий партнер Colibri Kazakhstan

Финансовая свобода на местах поднимет рейтинги РК в глазах инвесторов

Казахстан провел огромную работу по созданию благоприятного инвестиционного климата. Введены меры поддержки инвестиций в приоритетные отрасли экономики, меры по развитию проектов в СЭЗ и индустриальных зонах, действует пилотный проект безвизового режима для граждан ряда стран. Однако всего этого может оказаться недостаточно. Что еще необходимо, чтобы улучшить возможности Казахстана и его агломераций по привлечению инвестиций и хороших инвесторов? 

Первое. Постоянный и прозрачный для общественности (с освещением результатов и обсуждением в СМИ) анализ уже предпринятых мер по поддержке инвестиций. Здорово, когда все телеканалы страны рассказывают об успехах. Но важно также обсуждать недостатки и проблемы. Причем не для того, чтобы найти виновных или подтвердить значимость правоохранительных органов, а чтобы обнаружить слабые места в системе поддержки инвестиций. Без обратной связи, без анализа правоприменительной практики говорить об эффективности новых разрабатываемых мер не приходится.

Второе. Комплексный подход в анализе ситуации и выработке мер по ее изменению. Барьеры для привлечения инвестиций располагаются в различных областях знаний, в том числе, на стыке разных сфер. Однако большинство отечественных исследований говорят о проблемах, присущих какой-либо одной отрасли или сфере.

Так, например, для привлечения инвестиций в такую актуальную для Казахстана отрасль как жилищно-коммунальной хозяйство, необходимо выявить барьеры и меры в сферах:

- самого ЖКХ как совокупности сфер деятельности;

- антимонопольного (тарифного) регулирования;

- использования и распоряжения государственным имуществом (поскольку значительная часть субъектов ЖКХ – организации с прямым или косвенным государственным участием в уставном капитале), бюджетного законодательства;

- законодательства об инвестициях и практики реализации мер по поддержке инвестиций;

- законодательства о местном государственном управлении и самоуправлении;

- законодательства о государственно-частном партнерстве (поскольку очевидно, что государственных средств на все проблемы ЖКХ не хватит).

Без комплексного решения отраслевых и иных, свойственным именно данной отрасли проблем, никакие самые эффективные меры по поддержке инвестиций и внедрению ГЧП не найдут своего применения.

Третье. Повышение уровня экономической и финансовой свободы местных исполнительных органов наряду с повышением ответственности за реализацию экономической, в том числе инвестиционной политики.

Этот крупный и деликатный вопрос стоит осветить отдельно, но главное, на чем хочется заострить внимание: любые программы, планы мероприятий, меры по поддержке инвестиций реализуются на местах, ключевую роль в практической реализации играют (и должны играть) местные органы. Более того, наделение регионов большей экономической и финансовой (но не политической!) свободой обеспечит не только успех реализуемой экономической политики, но и станет эффективным лекарством (пусть и не основным) против болезней децентрализации и раздела территории.

Несомненно, есть еще ряд серьезных реформ, которые Казахстан должен провести, чтобы повысить доверие собственных граждан и иностранных инвесторов к государственному аппарату и экономике страны. Системные проблемы (коррупция, низкая эффективность труда и другие) остаются и также требуют решения. 

Примечание. Материал подготовлен совместно с Бибигуль Айтукеновой, старшим юристом Colibri Kazakhstan

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
15219 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
22 декабря родились
генеральный секретарь Казахстанской федерации футбола
министр внутренних дел РК
Forbes Video

Алишер Еликбаев — о репутации, олигархах, доходах в кризис, провалах в бизнесе

Обсуждаемые в Соцсетях
Самые Читаемые

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить