Думаю об авиационном рынке Казахстана и медленно, но верно закипаю. Не могу понять, отказываюсь понимать.
Вот - национальный авиаперевозчик Air Astana, признанный всевозможными международными организациями, удостоившийся множества наград, получивший разные звезды качества.
Но почему же я не могу из Лондона улететь на национальном перевозчике в Алматы? Почему меня заставляют лететь в Астану? Я понимаю, что столица. Но ведь Алматы, как нам так долго и методично внушали, - главный мегаполис страны. А у нас государственная задача - строить мегаполисы, укрупнять города. Даже национальная программа по превращению Шымкента, Караганды и Актобе в такие мегагорода есть.
Алматы - региональный финансовый центр. Здесь живет полтора миллиона человек, здесь бизнес, море экспатов. Ясно, что больше алматинцев имеют связи - рабочие ли, учебные ли - с Лондоном. Просто потому, что количественно алматинцев больше.
Так почему же всё так делается? Почему ради эфемерно-благородной идеи продвижения Астаны страдают люди, студенты, бизнес? Я всегда считал, что, как и страну, город уважают по его делам, а не за его статус. Насильно мил не будешь.
В результате British Airways снимает все сливки на направлении Лондон-Алматы, продавая билеты по завышенным ценам. В итоге, страдает национальный перевозчик.
Почему же нельзя летать и в Астану, и в Алматы?
Насчет внутренних рейсов. Меня, честно говоря, приводят в недоумение цены на авиабилеты внутри Казахстана. К примеру, обратные билеты по маршруту Алматы-Семей-Алматы стоят больше $300! За эти деньги можно из Лондона слетать туда и обратно в любую европейскую столицу: Рим, Париж, Берлин, Мадрид. И еще останется на ужин в приличном ресторане. А тут внутренний рейс. Даже рейс Лондон-Москва стоит дешевле.
Причем не стоит забывать, что уровень доходов у среднего европейца выше доходов среднего казахстанца. Вот и получается, что в Европе летать могут позволить себе все и везде. А в Казахстане - только довольно обеспеченные люди. Середнячок - на обочине.
Особенно поражают такие цены на авиабилеты в период, когда нефть упала до $50-60 за баррель, соответственно, и топливо подешевело.
Нужна конкуренция, нужны бюджетные авиалинии, нужна гражданская инициатива. Авиакомпании должны научиться развиваться и зарабатывать в конкурентной среде и уважать своего потребителя.
Источник: страница Тимура Чигирова в Facebook.