Стоимость аренды
По всей стране недвижимость очень сильно привязана к доллару, так уж сложилось исторически. Какой бы объект вы ни рассматривали в качестве аренды, вам всегда выставят цену в долларовом эквиваленте. В нашем случае это означает, что общая стоимость аренды по всей компании со дня девальвации возросла на 35%, что в абсолютном показателе составляет более 10 млн тенге в месяц. Этот вопрос актуален по всему МСБ в стране – ретейл, рестораны и даже логистика сильно привязаны к аренде помещений, все пострадали в этом контексте.
Себестоимость продукции
То, что мы продаём в наших ресторанах, также подвержено девальвации. Даже локальные продукты частично имеют валютную зависимость, и, соответственно, наши поставщики будут поднимать цены. Средняя себестоимость продуктов по нашей компании составляет 30% от оборота, соответственно, девальвация тенге на 35% приведет к росту их себестоимости до 40% от оборота. В абсолютном показателе мы можем ежемесячно терять около 50 млн тенге в месяц только из-за повышения цен на закупаемую продукцию.
Покупательская способность
Весь рынок потеряет в деньгах, и наши гости тоже начнут экономить. Мы, конечно, надеемся на то, что поток посетителей сохранится, но есть большая вероятность его снижения, а значит, и уменьшения самого товарооборота компании.
Цены
Мы в компании понимаем, что повышать цены мы не можем, это будет нелояльно как по отношению к нашим гостям, так и с точки зрения стимулирования спада покупательской способности. Основная цель сегодня – это сохранить гостевой поток.
В теории прямые потери составляют около 15% рентабельности по всей компании. Исходя из этого, конечно, мы не в том положении, чтобы говорить: «Спасибо за помощь бизнесу»; видимо, только более масштабные предприятия выиграли от девальвации. Но, с другой стороны, понимаем, что предыдущий курс тенге был нереалистичным, и рано или поздно это должно было произойти.
Что же делать? Остается работать дальше над эффективностью. Я иногда даже задумываюсь о том, что это сложное время нам дано для того, чтобы в дальнейшем, в любой конъюнктуре любого рынка, добиваться выдающихся результатов, имея опыт такого сложного времени.
Будем надеяться на лучшее. Прорвёмся, как всегда.
Источник: личная страница Аскара Байтасова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.