Сохранить и развить единый Народ Казахстана в Казахскую Нацию

Автор: Канат Нуров
президент Алматинской высшей школы управления и научно-образовательного фонда «Аспандау»

Изначально самоназвание казахов «казак» означало не национальность, а социальный статус людей «свободного состояния»

В чём и где своеобразие казахов как титульной национальности Казахстана, которое сохранит и разовьёт единый Народ Казахстана в Казахскую Нацию? Все изученные на сегодня культурные стереотипы социального поведения казахов, несомненно, выводят нас на идею индивидуальной открытости, включающей толерантность, как на феномен сугубо казахской ментальности.

В мире немало есть представителей и других национальностей, также открытых как казахи, но вряд ли они составят такую пропорцию в своём этносе, чтобы это считалось их этническим или национальным свойством. У нас женщины никогда не носили ни паранджи, ни хиджабов, и на коне обязаны были защищать очаг от врагов, в отсутствие мужа. Более того, они представляли собой степную власть, и при живом ещё муже имели отдельные печати.

Народные сказки и игры полны откровенных сексуальных мотивов. А шедевры казахской музыки и песен всегда были раскатисты, раздольны и не скрывали в себе азиатских переливчатых мотивов, так характерных для дальнего и ближнего Востока. В Казакстане не было институтов западного (классического) или восточного (патриархального) рабства и феодализма, которым присуще внеэкономическое принуждение.

Под идеей индивидуальной открытости необходимо иметь в виду, прежде всего, принцип открытой свободы. В своё время Карл Ясперс сетовал, что Запад слишком увлёкся закрытой свободой в культивации, так называемой частной жизни (privacy), закрытой для открытого общения и обсуждения. На Западе близкие отношения буквально называют закрытыми (closed). Сегодня перед нами технологически разворачивается глобальное информационное сообщество.

Однако информационные технологии культурно ещё не обеспечены новой моралью. Люди мира психологически не готовы к ним, и даже в правительствах они, по-прежнему, продолжают лгать и себе и другим, надеясь на ушедшую в прошлое закрытость и избегая личностного развития. Индустриальная культура повсеместно испытывает глубокий духовный кризис. Для перехода в информационное общество ни Запад, ни тем более Восток, не могут предоставить из своего арсенала ни одного этнического стереотипа поведения, в котором бы идея открытия личностью своей частной жизни непосредственно всему миру могла бы локализоваться, и потом глобально развиться.

Казахский же этнос имеет такой архетип в своей культуре, хоть и деформированный советским образом жизни.

Какими бы ни были разными казахи в антропологическом и генетическом смысле, все их поступки обусловлены идеей индивидуальной открытости, т.е. личной свободой, открытой для общения и для общества. Феномен батырства  как нельзя лучше демонстрирует характерную суть духа казахов. Батыр - это венец «казакования», казачьего образа жизни. Каждый казак, будучи джигитом в начале своей жизни, жаждал достичь этого этапа народного вознесения, быть одиноким Рыцарем Степей, поэтом-любовником и национальным героем, неподвластным даже ханам. Этот социальный институт казачества был выражен различными рыцарскими степенями, и включал в себя «странствующие» певчие виды: «Сал», «Серi» и т.п. Изначально самоназвание казахов «Казак» означало не национальность, а социальный статус людей «свободного состояния» («длинной воли») и переводилось с древнего общетюркомонгольского языка как «свободный воин-добытчик», «кочующий сам по себе», «отдельно от рода и племени». Казачество как аульный, «байский» способ кочевания было высшей стадией развития номадизма, после пастушества и таборно-куренного кочевания, которые были нижестоящими стадиями развития кочевой культуры.

Никто не призывает вернуться к ушедшему в прошлое тюркскому казачеству, вместе с которым закончилось господство кочевой культуры над оседлой. Но мы обязаны знать «кто мы и откуда», иначе наше прошлое будет нацело и бессознательно определять наше будущее. Одной из причин русификации казахов явилась их неспособность осознать необходимость своевременной, до «казахстанской трагедии», культурной модернизации номадизма на стадии казачества. Из казачества необходимо сохранить только индивидуальную (личностную) открытость к общению, конкуренции и любым изменениям…

…продолжение следует

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
3293 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Forbes Video

Главы крупнейших частных школ Казахстана о том, растет ли качество среднего образования в стране

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить