Теория заговора, или Чего же хочет правительство, увеличив пенсионный возраст

Автор: Татьяна Батищева
финансовый обозреватель Forbes Kazakhstan

Намедни СМИ сообщили о том, что в правительстве-де вынашивают планы увеличения пенсионного возраста для казахстанцев

Сейчас он составляет 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. С чего бы это вдруг? Мы не Греция и не Италия, огромных долгов не имеем, социалка минимальная, бюджет формируем, исходя из консервативной цены на нефть, которая, как правило, больше растет, чем падает. И на тебе.

Судя по всему «пробный шар» забросили с целью потянуть с выплатами и «навести порядок» в пенсионной системе.

За последние два года пенсионные накопления граждан формально растут, а в реальности тают как снег на ласковом мартовском солнце – не спеша и с достоинством. Если в 2009 году средневзвешенная доходность пенсионных вложений составила 11,95% против 6,2% инфляции, то в 2010 году – уже 4,39% против 7,8%, а в 2011 – вообще 2,59% против 7,4%.

Граждане бурчат, высказывая недовольство, оппозиционные СМИ открыто спекулируют на эту тему. Вместе с тем, ситуация с доходностью – следствие нынешней модели устройства пенсионного рынка.

Государство скинуло заботу о старости на самих граждан, доверив их деньги частным и государственным управляющим, и оставив за собой право высшего контроля, т.е. гарантий будущим пенсионерам сохранности их накоплений и уровня доходности не ниже инфляции. Понятно, что государство, дав такие серьезные гарантии, ввело тотальный контроль за инвестиционной деятельностью пенсионных фондов, ограничив их возможности вкладывать деньги в рисковые инструменты. А нет риска, нет доходности.

При этом сами фонды без зарплаты не останутся. Люди открывают бизнес для того, чтобы заработать деньги, и государство дает владельцам НПФ неплохие возможности. Они могут заработать на процентах от суммы инвестиционного дохода, а также на процентах от объема пенсионных денег под управлением. Чем больше накоплений, тем больше денег приносит процент. А так как взносы носят обязательный характер, всегда есть шанс заработать на втором. В итоге всех все устраивает. Кроме вкладчиков.

Что же делать в такой ситуации? Конечно, можно дать управляющим больше рисковать. Но с нашим трагикомичным состоянием фондового рынка это вряд ли получится. К тому же государству придется снять с себя гарантии, а это, в случае мошенничества со стороны НПФ, грозит социальным напряжением.

А время неумолимо идет. Недалек тот день, когда на пенсию начнут выходить первые вкладчики накопительной системы. Сколько же денег должно возместить им государство в случае низкой инвестиционной доходности?

Может проще поднять возрастную планку? А за это время подумать: как же все-таки реформировать пенсионную систему. Вопрос-то сложный…

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
3592 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
20 апреля родились
Каныш Избастин
бывший первый заместитель председателя правления НУХ «Байтерек»
Жомарт Сулейменов
продюсер, основатель и гендиректор National Development Group
Али Бектаев
председатель партии «Ауыл»
Forbes Video

Что будет с экономикой Казахстана в 2021 году? Мнение экспертов

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить