К вопросу об исламизации в РК

Автор: Канат Нуров
президент Алматинской высшей школы управления и научно-образовательного фонда «Аспандау»

Ни для кого не секрет, что ислам приобретает все большее влияние в казахстанском обществе

В связи с чем встает множество вопросов о взаимоотношениях религии и власти в нашей стране, а так же - проявлениях религиозных репрессий, терроризма и экстремизма как последствий непрочности этих взаимоотношений.

Нельзя дискриминировать людей по совести. Атеизм – такая же религия, как и иная, потому что утверждение «Бога нет», так же, как и «Бог есть» – это трудно проверяемое утверждение. В этом вопрос совести, и нельзя разделить общество на нравственных и ненравственных граждан по вопросам совести.

Исламизация как тенденция делится на два аспекта: распространение ее как религии и распространение как теократической тенденции. В первом смысле мы должны осознать, что она как тенденция уже давно завершена. Начиная после присоединения к России, в 19-м веке казахское общество стало исламским. В данном отношении я вполне согласен с тем фактом, что данная модель – традиционная, и на самом деле - либеральная.

На мой взгляд, сегодня нужно мыслить в направлении именно казахской ментальности и казахской модели ислама. Это хороший способ дальнейшего развития ислама и исламизации как распространения религии. Это весьма своеобразный ислам. Большое количество людей считают себя мусульманами, но не соответствуют даже первичным требованиям. Многие мусульмане не примут нас как мусульман, как бы мы того ни хотели. В этом отношении, я считаю, что чтобы привязать ислам, нужно привязываться к традициям народа, учитывать их и двигаться дальше. К сожалению, мы с нашей моделью ислама все еще не имеем его полного освоения. Что уж говорить о классическом суннизме и других моделях?

Теократическая тенденция, безусловно, есть. Как мне кажется, она обречена на «прозябание» в условиях глобализации общества и Казахстана, но, тем не менее, я считаю, что сидеть, сложа руки тоже нельзя. Почему? Потому что фундаментализм как теократическая тенденция в любом случае возникает как по социально-экономическим проблемам, так и по идеологическим. По идеологическим, потому что этнократизация и теократизация общества и государства – это важнейшие инструменты тоталитаризации, о чем не нужно забывать.

Если не будет какой-то идеологии, т.е. идеологический вакуум не будет заполнен, то любые радикалистские и фундаменталистские толкования могут иметь место, потому что сама казахская модель ислама позволяет это делать.

На самом деле я согласен с общим тезисом, что единственный выход – это просвещение и образование, и какой бы ты религии ни придерживался, просвещение и образование способствуют уравновешению данных проблем.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
3589 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Forbes Video

Досым Сатпаев: Парламент как парк НУРского периода

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить