Национализм - это стремление какой-либо национальности стать нацией, то есть обрести собственное государство, в котором все остальные национальности считались бы представителями этой нации и, соответственно, полноправными гражданами данного национального государства.
Даже в относительно «моноэтничных» странах национальное государство было общегражданским. Этим конструктивная роль национализма исчерпывается.
В остальном, когда цель достигнута, а в Казахстане это так, национализм начинает играть деструктивную роль и обречён на прозябание и забвение, запрещая какие-либо иные языки или не допуская граждан не титульной национальности к управлению государством. Нелегальная миграция и культурная несовместимость - реальные проблемы, и активизация тех же европейских ультраправых давит на государство в интересах государства.
А все радикальные призывы казахских националистов, по сути, направлены против государства, так как могут подхлестнуть эмиграционные настроения русскоговорящего населения, включая «шала-казахов». Это будет колоссальный удар по экономическим и политическим позициям нашей страны. Мы можем потерять независимость, за которую именно и должны бороться нацпаты. К счастью, казахи всегда останутся личностно открыты, так как в них жива ещё национальная идея общегражданской общности каз`аков, в них ещё силён дух Казачьего cоюза «Алаш».
Государство как высшую и универсальную форму социальной организации очень трудно создать, но разрушить весьма легко, поскольку каждый этнос стремится к своему административному обособлению, в чём и состоит суть национализма. Национализм, стремится «к совпадению административных и этнических границ», а на деструктивной стадии своего развития к этнократическому и даже моноэтническому государству. Таким образом, каким бы фактическим сообществом государство ни являлось, и как бы административно оно ни обособляло культурную самобытность своих этнотерриториальных единиц, оно так же легко распадается, как и этнос, будучи лишь элементом общества. Для этого достаточно появиться хотя бы ещё одной группе управления, системно и процедурно независимой от первой.
Последний яркий пример: недавнее обособление от Советского Союза как русского по происхождению государства таких исторически известных этнотерриториальных единиц, как Беларусь («Белая Русь») и Украина («Малая Русь»), по причине возникновения независимого от президента СССР президента Российской Федерации. Понятно, что на то были более глубокие основания и причины. Но на конкретной поверхности данного процесса эта причина показательна в части ещё большей, по сравнению с этносом, неустойчивости государства, несмотря на всю фактичность государства как общественного объединения.
В число функций государства, кстати, входит также и регулирование «конфликта культур», носителями которых как раз и являются этносы.
Основная идея НОФ «Аспандау», касательно вопроса казахской национальности - это Казачество как суть менталитета казахского народа. Такая модель является образцом свободолюбия, природной чистоты, добропорядочности, открытости и прирожденного интернационализма. За основу казачества брался принцип общественного договора. И именно отсутствие предрассудков по национальным признакам, и признание каждой этнической группы, дало возможность развиться этому «Стану свободных» (Казакстан).
У большинства простых казахов, знающих свой родной язык, еще жива национальная идея общегражданской общности казаков.