На фоне резкого ослабления российского рубля по отношению к доллару и евро в мае – июне текущего года возросла обеспокоенность населения нашей страны по поводу дальнейшей динамики курса тенге по отношению к доллару и рублю. Клиенты нашей Компании все чаще стали обращаться с просьбой прокомментировать ситуацию вокруг курса тенге и предоставить прогнозы по курсу тенге/доллар на кратко- и среднесрочную перспективу. Некоторые Клиенты по брокерскому обслуживанию начали активно «перекладываться» из тенговых инструментов в долларовые. Аналогичная ситуация наблюдается и в банках – вкладчики банков конвертируют тенговые депозиты в долларовые.
В конце прошлого года аналитики нашей Компании прогнозировали, что в течение 2012 года обменный курс тенге / доллар США будет колебаться в диапазоне 145 – 150. К сегодняшнему дню курс доллара по отношению к тенге «пробил» психологически важную отметку в 150 тенге за доллар и закрепился на уровне чуть выше верхней границы прогнозного диапазона. По итогам первого полугодия прогноз был немного скорректирован с учетом текущей рыночной ситуации.
Мы «держим руку на пульсе» – постоянно мониторим факторы, оказывающие влияние на динамику обменного курса тенге по отношению к доллару и другим мировым валютам. Среди этих факторов, по мнению наших экспертов, наиболее важными являются динамика золотовалютных резервов Национального Банка и активов Национального Фонда, мировые цены на нефть, промышленные металлы и зерно, темпы инфляции, процентные ставки и денежная масса.
На курсы валют одновременно влияют как фундаментальные, так и рыночные или спекулятивные факторы. Среди фундаментальных факторов, например, важную роль играет состояние платежного баланса. У участников рынка в данный момент имеются опасения, что состояние платежного баланса Казахстана может ухудшиться вследствие возможного падение мировых цен на основные статьи казахстанского экспорта и оттока капитала из за кризиса в Еврозоне. И это оказывает определенное давление на тенге. Другие участники рынка обращают внимание на резкое ослабление российского рубля и пытаются провести аналогию на тенге. Укрепление тенге по отношению к рублю, имеющее место в последнее время, многие воспринимают как сигнал для спекулятивных атак на тенге. Однако, учитывая различия в механизме формирования валютных курсов в Казахстане и России и историческую стабильность тенге, мы считаем, что возможные действия спекулянтов не окажут существенного влияния на курс тенге по отношению к доллару.
В первом квартале текущего года преобладали факторы, влияющие на укрепление тенге – это рост положительного сальдо счета текущих операций за счет высоких мировых цен на основные статьи казахстанского экспорта, сокращение оттока капитала за счет увеличения притока прямых иностранных инвестиций и замедление темпов инфляции. В результате тенге несколько укрепился.
Однако, уже в апреле и, особенно, в мае текущего года мировые цены на основные статьи казахстанского экспорта резко пошли вниз, что негативно сказалось на сальдо счета текущих операций. И это сопровождалось ускорением темпов инфляции. В результате курс тенге оказался под давлением – в конце мая тенге подешевел по отношению к доллару. В июне – июле эта тенденция продолжилась.
Вероятно, Национальный Банк в мае, июне и июле проводил агрессивные интервенции на валютном рынке с целью недопущения резкого снижения курса тенге. Об этом свидетельствует динамика чистых золотовалютных резервов – в мае они снизились на $744 млн., в июне – на $1 952 млн., а в июле – на $3 344 млн. Таким образом, за 3 месяца чистые золотовалютные резервы уменьшились $6 040 млн. или на 17.5%.
Если бы курс тенге находился в поистине «свободном плавании», ослабление тенге под ударами спекулятивных атак могло бы быть более впечатляющим, скажем, до 155 – 160 тенге за доллар, как это, например, произошло с российским рублем, который мае – июне подешевел больше, чем на 10%.
Пока нет достоверных сведений о том, продолжает ли Национальный Банк в августе интервенции на валютном рынке. Но, мы считаем, что Национальный Банк сейчас имеет гораздо больше возможностей для маневров, чем в феврале 2009 года, накануне одномоментной девальвации тенге. Так, по состоянию на конец июля текущего года чистые золотовалютные резервы Национального Банка составляли 28.5 млрд. долл., а активы Национального Фонда – 53.3 млрд. долл., для сравнения – на конец января 2009 года эти показатели составляли 18.2 и 27.5 млрд. долл., соответственно. В случае необходимости при возникновении угрозы финансовой стабильности Национальный Банк имеет достаточные силы и средства для стабилизации ситуации.
Мы считаем, что оснований для паники нет – после значительной коррекции мировые цены на нефть снова вернулись на высокий уровень ($110 за баррель нефти марки BRENT)., российский рубль отыграл часть потерь и «чувствует» себя уверенно, а инфляция в Казахстане остается на рекордно низком для нас уровне.
По прогнозам нашим аналитиков, во многом благодаря интервенциям Национального Банка до конца лета курс доллара по отношению к тенге удержится около отметки в 150 тенге за доллар, а в сентябре, возможно, тенге отыграет часть потерь и вернется на уровень 148.50 – 149.50 тенге за доллар. Однако, все же в более долгосрочной перспективе номинально тенге должен ослабевать по отношению к американскому доллару и другим мировым валютам. В пользу этого говорит и разница процентных ставок, и разница в темпах инфляции. По базовому сценарию, во второй половине года курс тенге по отношению к доллару будет колебаться в диапазоне 148.50 – 152.00 тенге за доллар и завершит год на уровне 149 – 152 тенге за доллар.
В случае же резкого ухудшения мировой конъюнктуры, например, при падении мировых цен на нефть до $70 – 80 за баррель или ниже, курс доллара к концу года может вырасти до 155 – 165 тенге за доллар, но этот сценарий маловероятен.
В целом же в долгосрочной перспективе тенге должен номинально ослабевать по отношению к американскому доллару со средним темпом 2-3%. Поэтому мы рекомендуем нашим клиентам большую часть долгосрочных инвестиций направлять в финансовые инструменты, номинированные в долларах и других мировых валютах.