В недавнем интервью на сайте Премьер-министра, было заявлено, что к 2013 году планируется ввести изучение английского языка во всех казахстанских школах с 1 класса. В связи с этим вопрос – насколько реально сегодня осуществить данный проект?
Наш Научно- образовательный фонд «Аспандау» считает что вопрос скорее не в реалистичности, а в целесообразности подобного проекта. И дело скорее не в ресурсах, расходах и сроках, а в смысле как таковом.
Конечно, мы тоже являемся сторонниками внедрения в основание национальной модели принципов триединства казахского, русского и английского языков.
Так, в числе актуальных мер Сценария развития ПРО ИО-2030 заявлено, что «при сохранении специализированных языковых учреждений, специальностей и курсов образования, прежде всего казахских, установить преимущественность освоения предметов искусства и литературы на казахском языке, естественно-технических и социально-гуманитарных наук – на русском и организационно-экономических прикладных дисциплин – на английском. Казахский язык и литература при этом остаются общеобязательными предметами в любой отрасли и на любом уровне образования».
Тем более, мы не можем отрицать модернизационное значение английского языка, международного языка науки и технического прогресса.
Но нельзя забывать, что каждый из языков, помимо информационной функции, выполняет в системе образования также и другие общественно необходимые функции: а) аксиологическую (ценностную), б) семиотическую и в) системную (системообразующую).
а) Духовность в самом общем виде понимается нами как обретение собственных корней. И все бесценное богатство ценностей, смыслов, символов, знаков и т.д. сосредоточенно как раз в родном языке, литературе, традициях. «Язык есть как бы внешнее явление духа народов, - их язык есть их дух, и их дух есть их язык. (Густав Густавович Шпет, русский философ). Отсюда понятно, почему трудно переоценить значение казахского языка в процессе воспитания школьников в самый начальный период обучения.
б) Английский язык основан на латинском шрифте, что создаст излишнюю семиотическую перегрузку для первоклашек.
в) В данной «новации» мы видим еще один пример бессистемного подхода к модернизации сферы образования. Так, эта мера не была заявлена в недавно принятой Госпрограмме развития образования РК на 2011-2020 г.г. Пока же все это похоже на пиар-акцию, красивый жест, благое намерение.
Таким образом, такая мера должна быть реализована только системно, с сохранением идентичных ценностных установок, без семиотической перегрузки.