Путь идеи: эволюция бизнеса

Автор: Ляззат Ибрагимова

В развитых странах в секторе малого и среднего бизнеса занято более 50% экономически активного населения

В Японии уже в 2004 году этот показатель достиг 88%, в США – 50,4%. На сегодняшний день перед госорганами в нашей стране ставятся задачи по увеличению данного показателя. Год за годом – день за днем.

В Казахстане за прошедшие 10 лет процент занятых в МСБ достиг 32%. Получается, что каждый третий взрослый гражданин нашей страны встает утром, и идет на работу к частному предпринимателю. Поднимать его частный бизнес. А в какой-то момент каждый задается вопросом: «А чем я хуже?». Задается, и начинает свой бизнес. И это хорошо. Но наши предприниматели ещё, увы, не имеют достаточного делового воспитания, чтобы сразу начать управлять своим делом правильно. Об этом я и предлагаю поговорить.

Степь да степь кругом, путь далек лежит…

Речь пойдет о производственном сегменте бизнеса, где нельзя не вспомнить кухонные жалобы несостоявшихся бизнесменов на то, что все ниши на рынке заняты: куда ни пойдешь - упираешься в стену. На самом деле это не так. Для того, чтобы поднять свое дело, нужно только желание, и дабы не быть голословной, приведу пример.

Город Уральск – небольшой областной центр, с богатым историческим прошлым, который находится на западе Казахстана в очень интересном приграничном пространстве.

Рядом Саратов, Оренбург и Самара, которые, с одной стороны, могут быть рынком для уральских предпринимателей, а с другой - поставщиком новых идей и продуктов. В Уральске я встретилась с двумя удивительными братьями, которые сейчас развивают компании ТОО «Стекло-сервис» и ТОО «Элита». Начинали в 1997 году 15 лет назад, вместе со своим отцом, в небольшой стекольной мастерской, где просто резали стекло.

2001 год – маленькая мастерская по резке стекла, 2006-й – открытие первой кредитной линии в банке, 2007 год - инвестиции в современное оборудование за счет собственных и кредитных ресурсов, 2009-й – предыдущий кредит успешно закрыт, 2011 год - подготовка к финансированию нового проекта по расширению производства, 2012 год – 40 человек в штате, филиалы в Актобе, Атырау и Шымкенте. На данный момент у «Стекло-сервиса» в западном регионе практически нет серьёзных конкурентов, и не было никаких «спонсорских вливаний» или «высокопоставленного покровительства». Была идея и желание работать. Работать в поте лица.

Делать нечего, будем расширяться

Проблема производства стекла в Казахстане обсуждается очень много и на разных уровнях. У нас нет ни одного стекольного завода, который бы производил листовое стекло. Попытки были. Планировался проект в Кызылорде, сейчас планируется большой проект в Актобе, но пока до реальных действий дело не дошло. В то же время сам рынок спокойно и планомерно развивается.

Рубцов Аркадий Анатольевич – учредитель и директор «Стекло-сервиса». Это молодой парень, 1976 года рождения. С ним работает его младший брат, Владимир, который параллельно развивает ТОО «Элита», занимающееся производством офисной и кухонной мебели по австрийской технологии.

В январе 2012 года «Стекло-сервис» получил кредит в крупном банке на сумму 750 млн тенге под гарантию Фонда «Даму» на строительство нового цеха и приобретение нового оборудования. Чем удивили меня эти ребята, так это подходом. Они четко видят свои рынки продаж. Они достаточно долго развивались, чтобы выйти на такой большой проект, стоимостью миллионов долларов.

Уникальным здесь, наверное, является сам опыт построения бизнеса: стекло привозится из России, на территории Уральска производятся стеклопакеты, и готовый продукт экспортируется назад в Россию для продажи. Фактически вся добавленная стоимость создается в Казахстане.

Первыми большими заказами для ребят было полное остекление торговых центров «Мир» и «Айна» в Актобе, потом были заказы в родном Уральске, сейчас в Самаре возвышается бизнес-центр с говорящим названием «Скала».

Большие объемы поставок стекла в любом ассортименте. Закуп сырья у ведущих российских заводов напрямую. 2012 год ознаменовался большим проектом – был открыт огромный цех по обработке стекла. В Уральске компания является единственным поставщиком данного товара на рынке. Очень не слабо для двух стекольных дел мастеров, которые могли бы тихо продолжать себе дело отца…

Прочная стратегия бизнеса

Развитие бизнеса можно сравнить с развитием человека. Наворождённому ребенку нельзя ставить задачи, которые он не сможет выполнить. Физически, психологически, интеллектуально. Точно так же и свое дело. Нужно развивать его постепенно, шаг за шагом. Нужно понюхать пороху в продажах. Наиболее успешными становятся проекты, которые начинались с продаж. Когда человек что-либо продавал, он знает что и как можно реализовать на рынке. Значит, знает, что и в каком количестве эффективно производить.

Сначала продаем. Потом думаем – можно делать сервисное обслуживание уже от корки до корки знакомого товара. Ремонтируем и понимаем, что сможем и продать, и починить. Вот здесь можно и начать производство. В производство человек должен приходить с мат. частью. Со стандартами и знанием предмета. Тех, кто начинает с производства, ждут большие проблемы в продажах.

К производству Аркадий пришел эволюционным путем. Во-первых, в 2010 году они открыли магазин «Мир стекла», где на 1352 квадратных метрах расположилось сияющее царство всевозможных изделий из стекла. В этом магазине продаются все виды стекольной продукции, которую производит ТОО «СТЕКЛО-СЕРВИС», а также любые новинки от российских и мировых производителей. Таким образом, вначале был создан рынок продаж, а потом увеличены производственные мощности. Во-вторых – профессионализм. «Стекло-сервис» со временем вышел на такой уровень, когда конкуренты (в основном кустарное производство) уже не могут ничего противопоставить.

Сейчас Аркадий начинает устанавливать дорогостоящую финскую печь закалки стекла, не имеющую аналогов ни в Казахстане, ни в СНГ. Для кого-то другого, возможно, эти затраты показались бы необоснованными.

Разделяй и властвуй

Мне импонирует их подход по структурированию бизнеса. Простой пример - транспортные расходы требовали больших затрат. Привезти листовое стекло из России и вывести готовые стеклопакеты не так просто. Аркадий, проанализировав структуру затрат, пришел к выводу, что нужен новый проект: транспортные услуги можно вывести

в самостоятельное направление, и для этого необязательно грузить новым направлением основной бизнес. Был создан новый субъект частного предпринимательства, с которым

теперь «Стекло-сервис» работает на принципах аутсорсинга. Транспортная составляющая – это отдельный бизнес. К нему предъявляются соответствующие требования по рентабельности.

Есть такая проблема - предприниматель хочет заниматься всем самостоятельно: «Зачем кому-то платить? Я могу сделать все сам». Нет. Концентрация на основном производстве и выведение всех вспомогательных видов бизнеса в аутсорсинг – это залог успеха. Нужно начинать с малого и не нужно торопиться. Огромное количество разнообразных надстроек потом просто-напросто тащат основной бизнес назад.

Резюме

Во-первых: комплексное развитие и применение управленческих технологий. Я продаю в месяц определенное количество товара, значит, я должен производить столько же. Взаимоотношения с банком - это история постепенного развития. Наращивать обороты бизнеса нужно медленно и верно.

Во-вторых: не стоить нагружать бизнес надстройками. Та часть бизнеса, которую можно выделить в отдельный вид – должна быть выделена. Аутсорсинг - это неплохо. Четкая система приоритетов: сначала продажи – потом производство. Большая ошибка наших предпринимателей, заходить в производственный бизнес, не имея рынка продаж.

И в третьих: государство может мне помочь. (У «Стекло-сервиса» не хватало залогового обеспечения – они получили гарантирование на 371 млн. тенге по своему кредиту). На разных этапах – от бесплатных консультаций по оценке рентабельности бизнес-идеи, обучаясь навыкам ведения бизнеса и до получения субсидирования и гарантирования по кредиту на развитие своего дела.

И в конце статьи, возвращаясь к первоначальной мысли о каждом третьем казахстанце, идущем на работу в частное предприятие, могу с гордостью сказать, что на сайте «Стекло–Сервиса» появились дополнительные вакансии - разнорабочего и оператора станков. Добро пожаловать!

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
10970 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Forbes Video

Кто даёт деньги стартаперам?

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить