Сначала сказали, что на деньги пенсионных фондов надо строить инфраструктуру. Потом прозвучало, что банки должны получить к ним доступ. Звучат разные предложения, которые становятся все более радикальными, например - перестать взимать новые пенсионные взносы, а уже собранные раздать на руки людям. В чём-то такой радикализм понятен - на фоне ухудшающейся экономической ситуации у людей ещё и теряются надежды на обеспеченную старость.
В любом случае пенсионные накопления должны быть инвестированы. А любые инвестиции подразумевают риски. Без рисков не будет дохода. Не может быть идеологической установки - «дать деньги банкам» или «не дать деньги банкам», «тратить деньги только на инфраструктуру» или «ни в коем случае не тратить их на инфраструктуру». В наборе инструментов для инвестирования пенсионных денег вполне могут быть и банковские, и инфраструктурные облигации.
Проблема - совсем в другом. Каждое решение о подобной инвестиции должно быть решением управляющего пенсионным фондом. От каждого такого решения зависит его заработок, репутация и даже, в конце концов, физическая свобода. Управляющий пенсионными деньгами должен быть свободен от конфликта интересов и думать исключительно о сохранности денег своих клиентов и их доходе.
Ему должно быть абсолютно наплевать на проблемы инфраструктуры, индустриализации, спасения банков, поддержки национальной валюты и т.д. Абсолютно наплевать! Только максимальная доходность и максимальная надежность своих инвестиций.
А государство при этом должно задать правила игры и контроля, чтобы эти два стремления находились в относительной гармонии.
То, что произошло в нашей пенсионной системе за последние годы, - это деградация. Существовавшая частная пенсионная система была неидеальной из-за формального и насквозь коррупционного регулирования.
Вместо изменения методов регулирования и борьбы с коррупцией в самой пенсионной системе и регулирующий органах был выбран вариант огосударствления.
Теперь даже отдаленные намёки на принцип сдержек и противовесов не существуют. Управление всеми пенсионными деньгами теперь отражает всю эту путаницу, хаос и непоследовательность, которая царит в головах «экономических реформаторов» и которая стала очевидна всем в результате мучительных приключений с девальвацией.
Надо полагать, что коррупция и кампанейщина тоже не были немедленно побеждены.
Если государство не хочет получить через несколько лет огромный социальный взрыв, по сравнению с которым все предыдущие социальные волнения покажутся детскими капризами, то надо немедленно принимать программу возврата к частной пенсионной системе. Причём с учётом тех недостатков, которые были ранее выявлены.
Огосударствление пенсионной системы базировалось на идеологии «богатого социального государства», которое придёт и всем поможет, если надо. Падение цен на нефть камня на камне не оставило на этих фантазиях. Пора признать, что решения были ошибочными.
Главный залог успешного управления пенсионными деньгами - вернуть людям свободу выбора управляющего этими деньгами. Иначе любое, даже самое правильное решение об инвестициях будет оспорено главным клиентом - владельцем пенсионных денег.