Погоня за совершенством: принципы руководителя команды «Формулы-1»

15980

Тото Вольфф сделал из команды Mercedes F1 настоящую гоночную династию. Возможно, дни чемпионства и остались позади, но большой босс успешен как никогда

Тото Вольфф
Тото Вольфф
Фото: © Левон Бисс для Forbes

Осматривая обширный кабинет в головном офисе Mercedes-AMG Petronas в Брэкли, Англия, Тото Вольфф задерживает взгляд на заднем мосте серебристого автомобиля. Правое колесо повреждено, и это беспокоит Вольффа, в результате чего он незамедлительно отдает распоряжение заняться его ремонтом. Удивительно, но миллиардер, совладелец и руководитель команды «Формулы-1» Mercedes находится не на заводе и речь идет совсем не о гоночном болиде стоимостью $8 млн. Вольффа нервирует декоративная модель классического Mercedes длиной в несколько сантиметров. «Она просто приковала к себе мой взгляд, – объясняет он. – В обычной жизни подобные эпизоды серьезно усложняют жизнь моим близким, потому что я просто не могу оставить попытки избавить мир от несовершенств».

Такая навязчивая погоня за совершенством для большинства людей может оказаться тяжелым бременем, однако в мире «Формулы-1», где успех порой зависит от десятой доли секунды, именно она помогает команде Вольффа удерживаться на подиуме. За прошедшее десятилетие 51-летний австриец сумел собрать коллекцию из восьми кубков конструкторов, семи чемпионских титулов и потрясающих воображение 115 побед в Гран-при – благодаря безукоризненным машинам и звезде команды Mercedes Льюису Хэмильтону.

Единственное – больше Mercedes не выигрывает. В прошлом году команда с трудом вышла на третье место, забрав клетчатый флаг лишь в одном Гран-при. В 2023-м возвращение на вершины все еще маловероятно, особенно с учетом того, что команда Red Bull Racing неумолимо пробивается к первому месту. Более того, имевший место в 2021 году пересмотр правил F1 ввел ограничения на допустимые расходы, чем нанес серьезный удар по подходу перфекциониста Вольффа, оставляя еще меньше шансов на то, чтобы прийти в себя от имевших место потрясений.

Но в то время как ограничение расходов оказалось самой значимой проблемой на трассе, вне ее оно оказало удивительно положительный эффект. В 2021-м, когда Mercedes в последний раз выиграл Кубок конструкторов, команда показала наилучшие результаты за все время под руководством Вольффа: доходы в размере $529 млн, EBITDA в $128 млн. И хотя организаторы еще не опубликовали цифры за 2022 год, по оценкам Forbes, они превысят показатели предыдущего на 10  и 30% соответственно.

Такие ошеломительные доходы имели непосредственное влияния на стоимость ­команды. В 2019-м Forbes оценивал Mercedes F1 в $1 млрд, и с тех пор эта цифра выросла минимум в 2 раза. Вольффу принадлежит 33% команды, и большую часть своей доли он приобрел в 2013 году за сумму около $50 млн. Именно эта покупка стала краеугольным камнем его миллиардного состояния. Фактически он создал бренд, сопоставимый с Dallas Cowboys – командой, которая по сей день остается самой дорогой спортивной франшизой в мире, оцениваемой в $8 млрд, несмотря на 27-летнюю «засуху» на Супербоул.

«Я отдал бы каждый цент прибыли, чтобы выиграть, – утверждает Вольфф. – Выбирая между финансовым успехом и успехом спортивным, я всегда выберу спортивный».

Желание выигрывать – часть природы самого Вольффа. Уроженец Вены, он с детства мечтал стать гонщиком. К сожалению, ему помешал слишком высокий для этого рост – больше 180 см – поэтому он занялся бизнесом. В 1998 году открыл в Вене инкубатор для техно-стартапов, назвав его Marchfifteen, и дням напролет обзванивал потенциальных инвесторов. Двумя годами позднее 28-летний Вольфф зафиксировал прибыль в размере более $30 млн, основная часть которой приходилась на долю продажи технологии обмена сообщениями UCP и издателя видеоигр JoWooD. Получив такую серьезную сумму наличных, он закрыл компанию и вернулся к своей первой страсти – автомобильным гонкам, где для начала занялся менеджментом начинающих гонщиков. Эта тропа привела его к производителю двигателей HWA AG, который работал с более низкоуровневыми гоночными командами Mercedes. Вольфф купил 49% HWA в 2006-м, а позднее помог вывести компанию на биржу. IPO принесло ей $175 млн, а самому Вольффу – дополнительные $85 млн в копилку.

Несколькими годами позже он вложился в команду «Формулы-1» Williams и привел ее к потрясающей победе в Гран-при Испании в 2012 году. Для Mercedes тот год складывался не самым удачным образом, и боссы команды пригласили в Штутгарт Вольффа, чтобы он поделился своим ценным опытом и знаниями. Бизнесмен прямо заявил, что они недопустимо ограничивают бюджет команды, в ответ на что Mercedes предложил ему руководящую должность. «Он не балабол, – отмечает Рене Бергер, давний друг Вольффа и член совета директоров команды Mercedes. – Тото никогда не скажет вам того, в чем он сам до конца не уверен, и именно это делает его столь убедительным».

Фото: © Левон Бисс для Forbes

Вольфф согласился принять предложение, но только при условии, что он сможет выкупить долю и стать совладельцем ­команды. В 2013-м он распрощался с Williams и приобрел 30% в команде Mercedes при стоимости той (по оценкам Forbes) в размере $165 млн.

Время прихода Вольффа тоже сыграло на руку Mercedes, особенно с учетом изменений в правилах соревнований, расширивших возможности использования гибридных двигателей в «Формуле-1» (к тому моменту немецкий автопроизводитель уже потратил более $100 млн на подобные разработки). Успех не заставил себя ждать: в 2014-м Mercedes забрал и Кубок конструкторов, и чемпионский титул – впервые за предыдущие восемь лет. «Mercedes сделали все идеально вовремя, – считает глава команды Scuderia Ferrari Фредерик Вассер. – И они действительно создали лучший на тот момент двигатель».

Придерживаться подобной стратегии в части расходов становится все сложнее. С внедрением в 2023 году официальных ограничений расходов командам отныне разрешается тратить около $150 млн, включая расходы на оборудование, инженерию и персонал (за исключением зарплаты гонщиков – к примеру, только Хэмильтон в настоящее время получает около $55 млн).

Все прошедшие годы мастодонты «Формулы-1» вроде Mercedes, Ferrari и Red Bull тратили сотни миллионов долларов в год, оправдывая расходы необходимостью глобального маркетинга. Попытки финансово более скромных команд идти в ногу с подобными конкурентами привели бы их к финансовому краху. Благодаря усилиям компании Liberty Media Corporation, выкупившей «Формулу-1» в 2017 году за $4,7 млрд наличными и ценными бумагами, и Международной автомобильной федерации (FIA), ограничение расходов привнесло в гонки больше равенства возможностей.

F1 в данный момент переживает серьезный подъем, особенно в Америке, где эти гонки ранее не пользовались большой популярностью. Источник этого подъема – Netflix. Впервые вышедшее в 2019-м шоу «Драйв выживания» (Drive to Survive), ведущее хронику каждого сезона «Формулы-1», нашло свой путь к сердцам и умам юной «цифровой» аудитории. Благодаря ему же родились новые звезды F1, в том числе и харизматичный Вольфф с его военными метафорами, неудержимым духом соперничества и необычайно четкими инструкциями о том, как должен выглядеть его завтрак («Ветчина и яйца. Немного бекона и два куска хлеба из непросеянной ржаной муки, прожаренные до состояния сухарика»).

В этом году F1 вырастет еще больше, ведь в ноябре они открывают новую трассу в США, Гран-при Лас-Вегаса (в дополнение к уже существующим в Майами и Остине, Техас). «Этот спорт растет, – говорит Вольфф, – но не стоит воспринимать это как нечто само собой разумеющееся».

Более того, Вольфф не воспринимает успех Mercedes как нечто естественное и нормальное и продолжает работать над светлым финансовым будущим команды, пусть даже без новых чемпионских званий. Основным источником доходов остаются спонсоры: среди партнеров команды можно встретить Ritz-Carlton, напитки Monster Energy и бренд часов IWC. Помимо этого, Вольфф продает оборудование другим командам, к примеру поставляя коробки передач Aston Martin. Однако это не означает, что у него нет планов вновь подняться на подиум победителей. «Мы продолжаем соревноваться, гоняться за победами, быть в числе лучших команд. Нельзя ожидать, что мы будем выигрывать каждый год подряд», – заявляет он.

Автомобильные гонки начались через пять минут после того, как был выпущен второй автомобиль – Генри Форд

Дежавю

Современные болиды F1 способны двигаться со скоростью более 320 км/ч благодаря революционным двигателям мощностью 1000 л. с. Однако человечество уже долгое время развлекается быстрыми перемещениями из точки А в точку Б. Небольшой исторический экскурс в историю гонок.

776 г. до н. э Олимпийские игры начинались с одного-единственного соревнования, забега на 183 м, где победителем стал повар из греческого города Элиды по имени Кореб.

46 г. до н. э. Гонки на колесницах были самым популярным видом спорта во времена правления Юлия Цезаря. Римляне толпами стекались к Большому цирку, чтобы сполна насладиться гонками на запряженных двойками и четверками лошадей повозках, при этом подобные заезды могли проводиться около 60 дней в году.

1700-е. Скачки чистопородных лошадей завоевали сердца англичан после того, как три быстрых арабских скакуна были завезены в Англию и познакомились с английскими кобылицами. Увлечение распространилось на Америку, и к концу 1800-х в стране появилась «Тройная корона» скачек: Кентукки, Прикнесс и Белмонт.

1920-е. Бутлегеры из южных штатов США, которые без устали совершенствовали свои автомобили, дабы успешно скрываться от представителей власти, со временем стали соревноваться друг с другом на местных ярмарках и праздниках. Немного позже, в 1947-м, водитель по имени Билл Франц стал собирать лучших гонщиков в Дейтона-Бич, Флорида, чем заложил основы Национальной ассоциации гонок серийных автомобилей – знаменитых Nascar.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Как сеть клиник «Diaverum Казахстан» за восемь лет выросла в шесть раз »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Что будет с экономикой Казахстана в 2021 году? Мнение экспертов

Смотреть на Youtube

Dream Team House переезжает в Казахстан?

Смотреть на Youtube

Основатель КДЛ "Олимп" Ерлан Сулейменов: о связях с Минздравом, неудачных праймериз и вакцинировании

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить