Неподнятая целина

Рынок электронной коммерции созрел, банки предоставили технологии для его освоения. За кем следующий шаг?

Fusion/PhotographerChoice RF/FOTOBANK.RU

Еще несколько лет назад участники интернет-рынка в Казахстане обсуждали возможность ведения продаж в Сети, в прошлом году на повестке уже вставали вопросы перспектив, сегодня никаких сомнений нет – коммерсанты заинтересованы в развитии онлайн-рынка и решают, что нужно делать для его роста.

По данным Агентства РК по статистике, на начало 2011 года количество казахстанцев, имеющих доступ к сети Интернет, составило около 6,5 млн человек, а это 41% от населения страны. К концу 2012 года ожидается преодоление отметки в 9 млн человек. Понятно, что количество реальных пользователей Сети не тождественно количеству людей, имеющих к ней доступ. По различным экспертным оценкам, количество реальных пользователей Интернета в Казахстане варьируется в диапазоне от 1,5 до 2 млн человек.

Не ставя под сомнение потенциал отрасли в целом, попытаемся определить, насколько качественным будет завтрашний рывок и что для этого следует предпринять сегодня участникам рынка и государству.

Мировой опыт подсказывает, что люди начинают активно совершать онлайн-покупки только после того, как число интернет-пользователей составит более 20% населения страны; Казахстан прошел эту границу в начале 2010 года. Еще одним условием развития электронной коммерции является активное присутствие пользователей в Сети не менее двух лет – для формирования определенных привычек и культуры. Все факторы указывают на то, что в ближайшие два-три года в Казахстане должен произойти резкий скачок роста электронной коммерции.

Сегодня рынок электронной коммерции в Казахстане составляет, по оценкам различных экспертов, порядка $220–240 млн в год, или чуть меньше 0,5% от всего потребительского рынка страны. Для сравнения: в России это 8%, в США – 11%, то есть мы сильно отстаем от крупнейших стран. В США последние 10 лет рынок электронной коммерции рос на 10% в год. Глобальный тренд предсказывает рост е-коммерции на 20% в год в грядущую пятилетку и увеличение его с нынешних $680 млрд до $1,4 трлн к концу 2015 года.

Электронная коммерция в Казахстане занимает около 0,45% от общего рынка. Эксперты предсказывают рост к концу 2012 года в 2 раза – до 1%. В 2013-м – до 1,8%, в 2014-м – уже 2,7%. В 2015 году показатель достигнет отметки в 4%, а в денежном выражении – $3,5 млрд, то есть к 2015 году в абсолютных цифрах электронный рынок вырастет в 15 раз.

Объемы отечественного рынка меньше зарубежного на несколько порядков, но и здесь эксперты видят серьезное оживление. «2011 год отмечен резким ростом числа веб-сайтов, работающих на рынке электронной коммерции Казахстана, среди которых интернет-магазины, системы скидок, различного рода ресурсы, предоставляющие платные услуги. Бизнес пытается использовать любые возможности для построения коммерческого ресурса в Интернете, – делится наблюдениями президент Интернет Ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров. – Однако без банковских технологий невозможно сдвинуть электронную коммерцию с места. Банки – это базис движения. Нужен процессинг, нужны электронные деньги, нужны различные платежные сервисы и услуги. В течение одного-двух лет электронные деньги и платежные сервисы подвинут наши банки к активной деятельности на виртуальном поле».

По данным аналитического отдела дисконт-сервиса Chocolife.me – активного участника интернет-рынка, в Казахстане 78% всех товаров и услуг в Сети оплачивается банковскими картами. Оставшаяся часть приходится на наличные способы оплаты, в том числе с использованием платежных терминалов. Система электронных денег пока не работает, несмотря на принятый закон, в связи с этим банковские карты становятся основным инструментом платежей.

Однако большинство казахстанских банков до сих пор не осознали перспектив, которые сулит им электронная коммерция: 90% карт, которые есть у населения, по умолчанию закрыты для интернет-транзакций. На этом фоне достаточно одиноко выглядит Казкоммерцбанк, карты которого открыты для покупки товаров и услуг в Сети. До недавнего времени он был единственным банком, который предоставлял казахстанским предпринимателям возможность принимать к оплате карты в Интернете.

На рынок приема интернет-платежей Казкоммерцбанк вышел в 2000 году со своей системой ePay, когда в стране никто и не думал о повсеместном широкополосном доступе к Глобальной сети. В те годы к подобному шагу можно было отнестись в лучшем случае скептически. Спустя 12 лет все встало на свои места – ставка банка на инновации была верной, и сегодня он контролирует практически весь казахстанский рынок приема интернет-платежей с помощью платежных карт. За эти годы система была отлажена, прошла международные сертификации и на сегодняшний день обслуживает уже 380 компаний, из них постоянный оборот имеют около 160.

Как отметил Нурлан Жагипаров, исполнительный директор Казкоммерцбанка, в последние четыре года динамика прироста новых коммерсантов показывает впечатляющие темпы – от 30% в 2009 году до 50% в 2011-м. Кроме того, растут и обороты, и количество операций. «Если на начало 2010 года ежемесячно через ePay проходило чуть больше 5 тыс. транзакций, то к 2011 году их количество достигло 18 тыс., к 2012-му – 40 тыс. В мае текущего года система обработала больше 50 тыс. платежей. Фактически за два с небольшим года количество транзакций увеличилось в 10 раз», – резюмировал Жагипаров.

Известный казахстанский специалист в области информационных технологий Ермек Шамуратов не так оптимистичен. «Будем двигаться за мировым трендом с опозданием на семь лет, при самом благоприятном развитии событий сможем сократить отставание до трех лет и выйдем на уровень Восточной Европы, – говорит Шамуратов. – Важным условием для дальнейшего развития электронной коммерции является создание конкурентной среды по приему интернет-платежей. Большинство финансовых структур должны обладать как минимум продуктами электронной коммерции. Они могут объединяться и делить расходы».

Такая мера позволит уменьшить расходы коммерсантов по приему платежей в Сети, сделать этот вид оплаты более привлекательным и увеличить обороты. Есть и другие способы, которые могут стать катализатором бурного развития электронной коммерции в Казахстане. Можно ввести налог с продаж при оплате наличными, а также позволить коммерсантам использовать электронные фискальные чеки и прочие бухгалтерские документы.

Серьезным препятствием на пути развития отечественной интернет-коммерции является неразвитость логистической инфраструктуры. Этим объясняется и перекос в сторону услуг, самые крупные игроки на интернет-рынке – мобильные операторы, Air Astana, «Казахтелеком», «Казахстан Темир Жолы», дисконтные сервисы и коммунальные предприятия. Доля потребительских товаров пока невысока – не более 15%, да и те представлены в основном бытовой техникой и электроникой. В связи с этим много ожиданий возлагается на национального почтового оператора – «Казпочту». В случае интенсивного и качественного развития доставки из-за рубежа клиент с платежной картой так и будет покупать потребительские товары на иностранных площадках, таких как eBay и Amazon. По данным того же Казкоммерцбанка, около 60% всех транзакций в Интернете приходится на зарубежные сайты, которые продают в основном одежду и электронику. Естественно, слабо верится в то, что казахстанские коммерсанты когда-нибудь смогут конкурировать с иностранными по цене или ассортименту, но и у нас могут быть свои конкурентные преимущества. Во-первых, это понятный нашему покупателю языковой интерфейс и поддержка. Во-вторых, это доставка, которая внутри Казахстана может и должна быть намного дешевле, а также охватить все города и веси.

Еще одной проблемой рынка является слабая законодательная база в стране, которая практически не регулирует права и обязанности сторон, а также их ответственность. В существующем законодательстве достаточно много пробелов. Более того, по мнению участников рынка, нужен отдельный закон об электронной коммерции. На различных специализированных мероприятиях довольно часто можно услышать предложение об отмене НДС при расчетах в Сети хотя бы на некоторое время, что существенным образом должно повлиять на рост онлайн-торговли. Такая норма успешно применяется в США с 1997 года. Если отмена НДС случится, то это «взорвет» рынок.

Преимущества электронной торговли и ее важность для Казахстана очевидны. Коммерсанты получают глобальное присутствие, увеличение конкурентоспособности и снижение издержек. Потребители – экономию времени и денег, доставку, отсутствие очередей, круглосуточный сервис и анонимность. При увеличении доли электронной коммерции в экономике, как показывает опыт ряда стран, уменьшается доля теневой экономики, так как все операции прозрачны и коммерсанты не используют различные схемы ухода от налогов.

Виртуальная грамотность казахстанцев постоянно растет, и все больше людей предпочитают пользоваться электронными услугами, завязанными на Интернете.

«Еще несколько лет назад было невозможно представить, что казахстанцы будут массово оплачивать коммунальные услуги через Интернет. Наша статистика показывает, что в Алматы 50 тыс. клиентов банка ежемесячно оплачивают коммуналку «по старинке» – через отделения, а 30 тыс. – через наш финансовый портал Хоумбанк, буквально за год эта цифра удвоилась. В Астане этот процесс идет быстрее и соотношение «отделение – Хоумбанк» уже сравнялось», – заключает исполнительный директор Казкоммерцбанка Жагипаров.

Хотя мнения специалистов относительно будущего электронной коммерции в Казахстане неоднозначны, большинство участников рынка все же относятся к нему с оптимизмом, и для этого, безусловно, есть основания.

Возвращайтесь к нам через 1 неделю, к публикации готовится материал «Новейшее комбинированное решение LG для стирки и сушки белья»

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
8684 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить