ГЧП по-новому

27286

Этот год можно, без сомнения, назвать новой вехой в развитии государственно-частного партнерства в Казахстане, что продиктовано кардинальными изменениями в этой сфере

С этого года сняты все ограничения на реализацию проектов ГЧП в области здравоохранения и образования, разработан проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по внедрению новых форм государственно-частного партнерства и расширению сфер их применения», принятие которого определит новый вектор реализации социально значимых инфраструктурных проектов в нашей стране.

История ГЧП в нашей стране началась еще в 2005 году, с подписания первых постановлений правительства о реализации двух проектов по схеме концессии, в результате чего были построены линия электропередачи в Актюбинской области и железнодорожное сообщение станция Шар – Усть-Каменогорск. Кстати, Закон «О концессиях» был принят позднее, в 2006 году, как продолжение этих проектов, поскольку правительство четко понимало, что необходим фундамент для внедрения ГЧП как полноценного инструмента, поскольку ГЧП широко применяется в мировой практике. Так, платные автомобильные дороги, как правило, строятся инвесторами на основе концессии. После ввода в эксплуатацию дорожного полотна инвестор возмещает часть своих затрат через платежи пользователей, а часть – из долгосрочных государственных выплат, которые распределены на 10–15 лет вперед. И несмотря на то, что в рамках концессии созданный объект остается в собственности государства, концессионер получает его в эксплуатацию на срок до 30 лет, и это дает ему возможность вести свой бизнес в условиях долгосрочной стабильности, минимизируя зависимость от изменений политической и финансовой конъюнктуры. Другой пример – партнерство государства и бизнеса в Великобритании. Лондонское метро было построено и эксплуатируется на основе ГЧП, как и ряд муниципальных административных зданий.

Таких примеров в мировой практике множество, но все проекты базируются на главных принципах: они должны быть финансово устойчивыми и прибыльными, государство и бизнес в равной степени делят проектные и финансовые риски, проекты ГЧП должны снимать социальную нагрузку сообщества в отдельно взятом регионе или в государстве в целом.

В казахстанской практике пока портфель ГЧП состоит всего из шести проектов, из них только три дошли до стадии реализации. Причин «провала» половины проектов множество, но основным камнем преткновения стал мировой финансовый кризис 2008 года. Кроме того, проведенный нами макроэкономический анализ показал, что с 2008 года в Казахстане наблюдается крайне низкая активность на рынке ГЧП. С того периода лишь один проект в 2011 году был доведен до подписания концессионного соглашения, в результате которого в Караганде будет построен комплекс из десяти детских садов, что решит проблему нехватки мест в учреждениях дошкольного образования города на 100%. Но что такое один проект в четыре года?

Анализ причин пассивного использования инструментов ГЧП привел к двум главным заключениям: в Казахстане Закон «О концессиях» не делает нишу ГЧП привлекательной для инвесторов, с одной стороны, с другой – нет пула проектов, проработанных областными акиматами и министерствами, которые можно предложить инвесторам, готовым зайти на казахстанский рынок. Для преодоления первого барьера АО «Казахстанский центр ГЧП» был проведен всесторонний анализ действующего законодательства в области ГЧП. Результатом стал проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по внедрению новых форм государственно-частного партнерства и расширению сфер их применения». Этот законопроект позволит расширить линейку контрактов ГЧП, даст возможность реализации концессионных проектов на базе объектов, находящихся в частной собственности, и совершенствовать меры государственной поддержки, направленные на повышение привлекательности ГЧП для инвесторов. Например, проектом закона предусматривается внедрение нового финансового механизма «плата за доступность», который активно применяется в ведущей мировой практике. Уже осенью текущего года законопроект поступит на рассмотрение в парламент Республики Казахстан, и мы надеемся, что до конца 2012 года он вступит в силу. В результате мы ожидаем, что уже в среднесрочном периоде будут реализованы не менее 40 проектов ГЧП в сферах здравоохранения, образования, ЖКХ, переработки бытовых отходов и развития городской инфраструктуры.

Но проблемы, с которыми мы сталкиваемся в Казахстане, не новы. Аналогичные барьеры встречаются во всех странах, где ГЧП делает свои первые шаги. Поэтому Казахстан выступил с инициативой создания Международной ассоциации ГЧП, учредителями которой выступили Казахстан, Япония и Украина.

Уверен, она станет новой эффективной диалоговой площадкой для обсуждения ведущих трендов развития экономик стран СНГ, Европы и Азии. Уже сейчас к работе ассоциации готовы присоединиться Франция, Польша и Киргизия.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Как сеть клиник «Diaverum Казахстан» за восемь лет выросла в шесть раз »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Китайские машины, утильсбор, льготные автокредиты

Смотреть на Youtube

Санжар Бокаев: политика и бизнес

Смотреть на Youtube

Еркин Татишев: про победу в конкурсе, январские события, образование и проблемы бизнеса

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить