Как Байден и Си срывают низковисящие плоды

19646

Недавняя встреча лидеров двух мировых держав оказалась продуктивнее предыдущей. Но на сколько?

Фото: © facebook.com/POTUS

Месяц назад я опубликовал статью под заголовком «Будет ли саммит Байдена и Си успешней предыдущего?», и акцент в этом заголовке делался на вопросительном знаке. Причина была веской: состоявшийся в прошлом году саммит на Бали оказался провальным. Плохая подготовка и избыточное внимание к лозунгам (нащупать «дно» в трудных отношениях США и Китая) привели к тому, что любые стремления смягчить напряжённость быстро испарились после того, как в феврале США сбили китайский разведывательный воздушный шар. Не было никаких гарантий, что встреча в Сан-Франциско окажется успешней.

Хорошая новость в том, что саммит в Сан-Франциско был действительно проведён лучше, чем прошлогодняя встреча. Прежде всего, на этот раз обе стороны намного серьёзней взялись за его подготовку. И дело не только в дипломатических контактах на высоком уровне, которые возобновились летом: Пекин посетили госсекретарь США Энтони Блинкен, министр финансов Джанет Йеллен, министр торговли Джина Раймондо и спецпредставитель по вопросам климата Джон Керри. Не менее важно то, что заранее были определены ключевые вопросы, по которым оба лидера могли бы наладить сотрудничество и в итоге договориться.

Октябрьскую статью я написал отчасти для того, чтобы предложить критерии для оценки предстоявшего саммита в Сан-Франциско. Моя нынешняя попытка вынести предварительный вердикт базируется на тщательном сравнении и анализе официальных коммюнике обеих сторон, состоявшейся после саммита пресс-конференции президента США Джо Байденавыступления председателя КНР Си Цзиньпина перед группой американских бизнес-лидеров на обеде в Сан-Франциско, а также подробных репортажей ведущих СМИ.

Неудивительно, что (по крайней мере, в соответствии с моими критериями) наибольший прогресс был достигнут на достаточно очевидных направлениях, позволявших достигнуть результата. Я назвал их «низковисящими плодами». Выделяются два направления: возобновление коммуникаций между двумя армиями и сотрудничество в борьбе с фентаниловым кризисом.

Поскольку напряжённость в Тайваньском проливе и Южно-Китайском море не демонстрирует никаких признаков ослабления, ни одна из сторон не может позволить себе риск ещё одного блэкаута в военных коммуникациях, подобного событиям во время фиаско с воздушным шаром. У ответственных супердержав не было иного выбора, кроме как возобновить регулярный диалог между министерствами обороны двух стран. А фентаниловый кризис в США говорит сам за себя: передозировка синтетическими опиодиами стала одной из главных причин смертности среди американцев в возрасте от 18 до 45 лет. Именно поэтому китайские производственно-сбытовые цепочки химических прекурсоров фентанила привлекли внимание как очевидный рычаг в борьбе с этим ужасным кризисом.

В Сан-Франциско были сорваны ещё несколько, хотя и менее значимых, низковисящих плодов. Помимо совместного обязательства увеличить прямое авиасообщение в следующем году и совместного признания необходимости расширять программы культурного, спортивного и делового обмена, Си Цзиньпин также заявил, что Китай готов пригласить в страну 50 тысяч молодых американцев по программам обмена и обучения в течение ближайших пяти лет. Кроме того, приятным сюрпризом стало объявление Си, что Китай готов продолжать своё сотрудничество с США в сфере охраны и защиты панд. Поскольку ранее трём пандам пришлось покинуть Вашингтон, это заявление явно затронуло чувства многих американцев, любящих этих животных, включая вашего покорного слугу.

В новой книге «Случайный конфликт» я подчёркиваю важность нахождения общей почвы, на которой можно было бы восстановить доверие. В нынешние времена эскалации китайско-американского конфликта печальным образом отсутствует общая для двух стран повестка. Простого рецепта, который бы помог развеять взаимную подозрительность (особенно после враждебности последних пяти с половиной лет), не существует, однако сбор низковисящих плодов в Сан-Франциско явил собой важный, младенческий шаг на пути к урегулированию этого конфликта.

Я хотел бы, конечно, сказать то же самое о двух других аспектах урегулирования конфликта, упоминавшихся в предыдущей статье: экзистенциальные угрозы (изменение климата, глобальное здоровье), с которыми столкнулись обе страны, а также улучшение архитектуры взаимодействия. Единственным заметным исключением стало так называемое «Саннилендское соглашение», достигнутое накануне саммита в Сан-Франциско. Это соглашение предполагает создание новой рабочей группы, призванной содействовать климатическому сотрудничеству накануне предстоящей Конференции ООН по изменению климата (СОР28) в Дубае. Напротив, в сфере управления искусственным интеллектом (сокращённо ИИ) никаких значимых прорывов не было достигнуто, не считая договорённостей о необходимости двусторонних переговоров для снижения рисков, исходящих от передовых ИИ-систем. Не было прорывов и в других сферах – кибербезопасность, права человека, территориальные споры. Всё это вопросы, по которым обе супердержавы уже давно не могут найти общий язык.

Что касается архитектуры взаимодействия, то она сводится сейчас к дипломатии, никак не двигаясь к институционализированной модели, помогающей углублять и закреплять связи. Трудно назвать это неожиданным результатом, поскольку с обеих сторон встречу курировали дипломаты. Но после провала прошлогоднего саммита на Бали у меня такие подходы вызывают беспокойство. Я отдаю должное профессионализму дипломатов, которые инициировали сдвиг к возобновлению контактов, сотрудничеству и выстраиванию доверия, однако их профессиональные навыки не гарантируют устойчивых отношений, способных выдержать неожиданную турбулентность. В этом году появился разведывательный воздушный шар Китая. Кто знает, что будет в следующий раз?

В нынешние времена политически скованных, тонкокожих лидеров я продолжаю верить, что урегулирование споров между двумя супердержавами требует чего-то большего, чем просто личная дипломатия. Аргументы в пользу институционализации сохраняют убедительность, помогая дополнить дипломатическое урегулирование конфликта. Хотя идея создать Американо-китайский секретариат не попала в повестку дня в Сан-Франциско, она, на мой взгляд, остаётся наиболее предпочтительным способ расширения набора инструментов, необходимых для разрядки конфликта и улучшения двусторонних отношений.

Да, в Сан-Франциско результаты саммита оказались лучше, чем на Бали, где планка была установлена на очень низком уровне. Но сохраняются серьёзные вопросы по поводу контуров китайско-американского конфликта, особенно в сфере экономики, торговли и технологий, где этот конфликт находит сейчас своё выражение. Этим вопросам было уделено на удивление крайне мало внимания в итоговых коммюнике после четырёхчасового саммита. И Байдену, и Си было намного проще срывать низковисящие плоды.

© Project Syndicate 1995-2023 

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Как сеть клиник «Diaverum Казахстан» за восемь лет выросла в шесть раз »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Түркияның IT-нарығын бағындырған қазақ кәсіпкері

Смотреть на Youtube

Израильский архитектор Роман Шнайдерман стал казахстанским фермером

Смотреть на Youtube

Зачем Bereke Bank сменил имидж

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить