Как государственное управление экономикой поможет Евросоюзу в трансформации

16300

У Евросоюза сейчас две главные задачи: переход к зелёной экономике и демонстрация экономического лидерства

ФОТО: Depositphotos/ artjazz

Обе задачи экзистенциальны по своей природе. Зелёный переход важен для защиты планеты, от которой зависит наше выживание, а экономическое лидерство необходимо для сохранения той демократической, экологичной, рыночной модели, которая лежит в основе нашего образа жизни. Государственные подходы к управлению экономикой дают нам средства для решения обеих задач.

Европейцам придётся радикально изменить свой менталитет, чтобы продемонстрировать государственное мастерство в управлении экономикой. Мы привыкли быть экономической супердержавой, но лишь учимся использовать свою силу политически. Более того, ЕС всегда воздерживался от мышления в терминах государственного управления экономикой. Мотором развития ЕС была торговля, которая опиралась на постоянно меняющий, но в конечном итоге предсказуемый международный экономический порядок, основанный на правилах.

Однако мир изменился. На протяжении последних двадцати лет (и особенно в последние годы) целая серия шоков – от пандемии Covid-19 до полномасштабного вторжения России в Украину – показала, что вместе с взаимозависимостью могут появиться уязвимости. В результате ЕС пережил «геополитическое пробуждение», а входящие в него страны осознали необходимость усиления суверенитета для обеспечения своей безопасности, причём не только в сфере обороны, но и в экономике, а, если говорить шире, для обеспечения защиты европейского видения мира.

Здесь-то и выходит на сцену государственного управления экономикой. Мы обязаны проводить такую экономическую политику, которая будет укреплять статус ЕС как суверенной силы, способной гарантировать устойчивость его экономической, социальной и экологической модели, а также распространять его ценности за пределы границ союза. Такая стратегия должна опираться на четыре столпа.

Первый столп – это европейская промышленная стратегия. ЕС уже достиг большого прогресса на этом направлении в последние годы, а особенно в последние месяцы. Например, в сфере энергетики ЕС утвердил план Fit for 55. Это всеобъемлющий пакет мер, призванный сократить чистые объёмы выбросов парниковых газов как минимум на 55% к 2030 и достичь нетто-нулевых выбросов к 2050 году.

Кроме того, ЕС старается реформировать рынок электроэнергии, чтобы её производство стало более гибким и низкоуглеродным. Расширяются сетевые подключения для обеспечения надёжных поставок электроэнергии в Европе и снижения её зависимости от импорта электроэнергии из-за рубежа, а также от ископаемых видов топлива.

Сегодня ЕС завершает формулировку новых инициатив, которые позволят ему сохранить лидерство в сфере зелёных технологий. Например, ведётся работа по упрощению и ускорению соответствующих административных процедур, например, связанных с разрешениями и контролем за госпомощью. Примером здесь служит законопроект «О нетто-нулевой индустрии», предложенный недавно Еврокомиссией.

Одновременно Франция поддерживает инициативы, позволяющие укрепить стратегические отрасли, особенно связанные с цифровым и энергетическим переходом. Например, «Европейский закон о чипах» и «Закон о критических сырьевых материалах» призваны увеличить европейское производство ключевых компонентов в глобальной производственно-технологической цепочке. Европе также нужно ускорить достижение прогресса в сфере производства аккумуляторов, без которых невозможно добиться углеродной нейтральности.

Второй столп государственной экономической политики ЕС – это укрепление нашего внутреннего рынка, а также торговых отношений с остальным миром. ЕС уже расширяет набор инструментов по защите отечественного бизнеса с помощью мер, которые касаются, в частности, безопасности данных и критически важной инфраструктуры. В то же время размеры Евросоюза позволяют ему добиваться взаимности от своих партнёров. Ни одна компания из третьих стран не может участвовать в публичных тендерах в ЕС, если в её стране к аналогичным тендерам не допускаются европейские фирмы.

ЕС также борется с методами экономического принуждения и искажения рынка. Недавно Европарламент и Евросовет достигли финального политического соглашения о так называемом «Инструменте борьбы с принуждением», который позволит Евросоюзу реагировать на экономическую тактику выкручивания рук, если она применяется его противниками. А утверждённый в 2019 году «Регламент инвестиционного скрининга» позволяет ЕС блокировать иностранное владение стратегическими компаниями (или приобретение долей в них).

Третий столп – распространение наших стандартов и амбиций за пределы Европы. С этой целью ЕС предпринимает скоординированные усилия для расширения нашего влияния в многосторонних организациях, что помогает концентрировать их внимание на первоочередных задачах и на проведении реформ управления в тех случаях, когда это необходимо.

Кроме того, с помощью ряда мер, например, «Механизма углеродной пограничной коррекции» (CBAM) и регламента продукции, выпускаемой без вырубки лесов, ЕС гарантирует, что импортируемые товары соответствуют международным и (зачастую более строгим) европейским экологическим и социальным стандартам. На переговорах о торговых соглашениях ЕС руководствуется тремя критериями: экологическая устойчивость, европейские стратегические интересы, справедливый баланс уступок.

Финальный столп европейской стратегии государственного управления экономикой – это применение «наступательных» инструментов для сдерживания злонамеренных действий третьих стран. В их числе, конечно, экономические и финансовые санкции, которые быстро формулируются и широко применяются после начала Россией полномасштабной войны против Украины. Впрочем, коммерческая политика в более широком смысле также должна согласовываться с внешнеполитическими задачами.

Уже некоторое время ЕС осуществляет экспортный контроль за товарами двойного назначения, и эта работа будет продолжена, причём с координацией усилий на многостороннем уровне. Впрочем, нужно делать больше. На фоне углубления китайско-американских противоречий Евросоюз обязан сделать выбор между полным технологическим разрывом и усилением экспортного контроля. Франция призывает к проведению общеевропейской дискуссии о том, какие именно технологии ЕС не готов экспортировать.

Давайте проясним: Европа не стремится позиционировать себя как геоэкономическую силу, противостоящую другим странам, мы лишь хотим гарантировать сохранение контроля над нашей собственной траекторией политического, экономического, экологического и социального развития. Хотя мы привыкаем к необходимости применять больше силы, мы не будем отказываться от принципов открытости, которые являются центральными для европейского проекта. В результате наше международное влияние будет только расширяться, и мы сможем одновременно играть в ту сложную игру, в которую превратилась геополитика, и быть мировым лидером климатических действий.

Лоренс Бун, госсекретарь Франции по европейским делам

© Project Syndicate 1995-2023 

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Как сеть клиник «Diaverum Казахстан» за восемь лет выросла в шесть раз »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Смертность от инсульта снижает казахстанский стартап

Смотреть на Youtube

Куралай Нуркадилова: письмо Токаева, политические амбиции

Смотреть на Youtube

Ермек Турсунов: Мне не нравится жить в этой стране

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить