Какие проблемы фармбизнеса может решить цифровизация

17098

В числе преимуществ - прогнозирование спроса, улучшение взаимодействия с клиентами, повышение прибыльности и т.д.

Фото: Depositphotos/Elnur_

Цифровая трансформация сейчас касается всех отраслей и становится ключевым этапом в развитии бизнеса, повышении эффективности и производительности, оптимизации ресурсов. Процесс цифровизации фармотрасли в свою очередь включает в себя широкое использование искусственного интеллекта, робототехники, решений по автоматизации процессов.

Директор медицинского портала I-teka Жулдызай Сейдалина и CEO и сооснователь martech-компании First Data Александр Старостин рассказывают об основных преимуществах цифровизации фармотрасли и перспективах ее развития в Казахстане.

Состояние фармотрасли с точки зрения цифровых технологий

За последние несколько лет Казахстан вышел на новый уровень цифровой трансформации.  В 2017 году была запущена государственная программа «Цифровой Казахстан», в результате которой в 2022 году РК вошла в число 30 самых развитых в цифровом отношении стран мира.

Что касается фармацевтической отрасли, объем рынка в прошлом году составил 799 млрд тенге (в 2020 году показатель был 615 млрд тенге). На отрасль оказывает влияние рынок электронной коммерции — по итогам 2022 года он вырос на 30%. Увеличивается спрос на лекарства, пользователи привыкают заказывать товары онлайн.

Цифровая трансформация фармотрасли также отвечает мировому тренду на использование новых технологий, который усилился после пандемии, — 97% владельцев бизнеса заявили, что пандемия ускорила внедрение цифровых решений. В итоге мировой рынок электронной коммерции в «фарме», по прогнозам, может достигнуть $4527,31 млн к 2028 году при среднегодовом темпе роста 20,81% (в 2022 году рынок оценивался в $1456,2 млн). Этому способствует и тенденции в поведении потребителей, например, продажи крупнейшей онлайн-аптеки США с 2017 по 2023 год выросли на 25%.

Таким образом, электронная торговля в аптеках становится неотъемлемой частью фармацевтического бизнеса, поэтому компаниям стоит активнее внедрять технологии, чтобы отвечать потребностям рынка и покупателей.

Какие проблемы фармбизнеса помогает решать цифровизация и какие преимущества она дает

Снижение количества ошибок

Несколько лет назад всемирным фармацевтическим производителям пришлось отозвать почти полмиллиона медикаментов из-за нарушений в упаковке и недостаточного контроля персонала на производственном предприятии. Цифровизация и автоматизация помогают решить эту проблему. Чтобы избежать проблем с передачей данных между подразделениями, некоторые фармацевтические организации внедряют цифровые датчики и робототехнику, а также инвестируют в вычислительные технологии. Также цифровые решения можно использовать для защиты от подделок, поскольку так легче отслеживать серийный номер на всей цепочке поставок.

Прогнозирование спроса

В Казахстане производство лекарств к 2025 году может вырасти в 2,5 раза. Спрогнозировать потребительский спрос позволяет системная интеграция различных сервисов и аналитика данных, отслеживание поведения клиентов. Это необходимо для снижения затрат, распределения закупок и ресурсов компаний.

Автоматизация, которая решает проблему дефицита кадров

Цифровизация позволяет автоматизировать решение рутинных задач, оптимизируя рабочий процесс и снижая нагрузку с сотрудников. Это позволяет компаниям более эффективно управлять ресурсами. Например, в некоторых аптеках Казахстана лекарства уже начали выдавать роботы.

Улучшение взаимодействия с клиентами

Цифровые технологии дают возможность фармацевтическим компаниям улучшить свою связь с клиентами и расширить каналы коммуникации. Это может включать использование цифровых платформ для обслуживания покупателей, онлайн-консультации и продажи, дистанционный мониторинг. С помощью больших данных можно значительно повысить эффективность маркетинговых кампаний — проанализировав все прошлые покупки, понять потребности аудитории и таргетировать на нее актуальную рекламу. Например, если компания продает средства от аллергии, гораздо эффективнее будет предлагать их людям, которые регулярно покупают подобные препараты (в том числе товары конкурентов). Найти этих покупателей можно, используя сторонние данные. Такие инструменты помогают компаниям попадать в целевую аудиторию и максимизировать эффект от рекламы.

Соответствие пользовательским привычкам

В Казахстане каждая пятая семья делает покупки через интернет. Поскольку аптечные средства часто становятся товарами первой необходимости и не всегда есть возможность дойти до аптеки, заказ их через интернет с доставкой — это удобная форма покупки товара.

Повышение эффективности и прибыльности бизнеса

По данным опроса, для 40% руководителей главное преимущество цифровой трансформации — операционная эффективность. Цифровизация в фармацевтической промышленности делает производственные процессы более гибкими, повышая скорость производства лекарств, а аналитика данных позволяет улучшать качество продукции. Также цифровизация сейчас становится важным конкурентным преимуществом для бизнеса.

Цифровые технологии помогают оптимизировать многие процессы маркетинга, изготовления и реализации продукции. Это в будущем обеспечит расширенное производство, распространение персонализированного подхода, 3D-печати, новых методов лечения. При этом стоит понимать, что цифровизация фармотрасли тесно связана со взаимодействием с цифровыми сервисами и созданием единой цифровой системы.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Как сеть клиник «Diaverum Казахстан» за восемь лет выросла в шесть раз »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Джохар Утебеков: Новый старый Казахстан

Смотреть на Youtube

Юрий Негодюк - о кофе, налогах и тромбоне

Смотреть на Youtube

Ким, Ракишев, Тасмагамбетова - в большом интервью Forbes Kazakhstan

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить