Почему продовольственная безопасность является приоритетом всех стран

10669

Несмотря на то, что в Африке находятся 60% необработанных пахотных земель в мире, на протяжении десятилетий она является нетто-импортером продовольствия

ФОТО: pexels.com/Фотограф: Mark Stebnicki

Согласно самым последним оценкам, импорт продовольствия является крупнейшей статьей бюджета для многих стран континента. На фоне стремительного роста цен на продовольствие и повышения курса доллара США, продовольственные счета в Африке также резко выросли, что подорвало экономический рост африканских стран, устойчивость долга и политическую стабильность.

По данным Института Брукингса, в 2019 году Африка потратила около $43 миллиардов на импорт продовольствия. Из-за нынешних инфляционных условий, самые последние оценки, вероятно, являются более высокими, особенно в регионе, где высокая зависимость от импорта усугубляет переход от мировых к локальным ценам на продовольствие. Стремительный рост доллара, вызванный повышением процентных ставок Федеральной резервной системой, истощил с трудом заработанные валютные резервы африканских стран и привел к резкому увеличению их расходов на обслуживание долга, что повысило риск кризиса неплатежеспособности на всем континенте.

В то же время сбои в цепочке поставок, вызванные пандемией COVID-19 и усугубленные войной в Украине, высветили потенциальные издержки зависимости Африки от импорта продовольствия. Продовольственная безопасность – это, прежде всего, национальная безопасность. Африканские страны усвоили это на горьком опыте последних двух с половиной лет, поскольку узкие места в цепочках поставок и протекционистская политика привели к сокращению доступа к ключевым сельскохозяйственным товарам и резкому росту цен.

Ранее в этом году цена фьючерсов на пшеницу на Чикагской товарной бирже достигла рекордной отметки в $14,25 за бушель, что почти вдвое превышает цену в конце декабря 2021 года. Цены на удобрения также резко возросли, поскольку средние цены на основные виды удобрений (включая диаммоний фосфат, тройной суперфосфат, мочевину и хлорид калия) более чем удвоились в годовом исчислении. В целом, в период с первого квартала 2021 года по первый квартал 2022 года, индекс цен на удобрения Всемирной торговой организации вырос более чем на 100%.

Хотя на Россию и Украину приходится менее 3% мировой торговли и около 1,7% общей торговли Африки, обе страны являются основным источником пшеницы и удобрений для всего мира и Африки. Например, в 2020 году эти две страны поставили 24% от общего объема продаваемой пшеницы в мире. И, по оценкам ВТО, в преддверии начала войны в 2022 году, на эти две страны приходилось 30% всего импорта пшеницы на континенте.

Повышенная геополитическая напряженность породила опасения, что нынешние сбои в цепочках поставок станут более заметным и постоянным риском, что заставит страны принять промышленную политику и ускорить переход к устойчивым, самодостаточным продовольственным системам. Соединенные Штаты, например, ввели политику, направленную на восстановление производства автомобилей, полупроводников и других промышленных товаров.

Аналогичным образом, правительства многих африканских стран активизировали усилия по достижению самообеспеченности в области производства продовольствия. Директивные органы надеются на то, что Африканская континентальная зона свободной торговли, созданная в 2018 году, сможет обеспечить эффект масштаба и повышение производительности, необходимые для увеличения внутреннего производства продовольствия и снижения уязвимости региона к внешним потрясениям.

Показательным примером является Египет, который в 2021 году почти на 77% от общего объема импорта пшеницы зависел как от России, так и от Украины. Его правительство предоставило фискальные стимулы, включая повышение закупочных цен, для увеличения внутреннего производства пшеницы, достаточного для удовлетворения не менее 70% внутреннего потребления. Предварительные оценки эффективности такой политики представляются многообещающими, при этом некоторые прогнозы показывают, что в этом финансовом году Африка собирается произвести 30,5 млн метрических тонн пшеницы, что на 18% больше, чем в 2021 году.

То же самое относится и к удобрениям. До войны в Украине такие страны, как Гана, Кот-д'Ивуар и Мавритания, импортировали 20-50% своих удобрений из России. Такая зависимость от импорта задушила местное сельское хозяйство; в то время как глобальное использование удобрений в среднем составляло 137 кг на гектар, в 2018 году средний показатель по Африке составлял 20 кг на гектар.

Но с тех пор африканские предприятия и правительства предприняли шаги по расширению внутреннего производства. Например, промышленный конгломерат Dangote Group, в начале этого года в Лагосе, Нигерия, открыл второй по величине в мире завод по производству удобрений. Ожидается, что этот новый объект будет производить три миллиона метрических тонн недорогой азотной мочевины. Dangote Group также строит еще один завод в Нигерии недалеко от Порт-Харкорта. А в Марокко, государственная OCP Group работает с правительствами и финансовыми институтами других африканских стран над строительством заводов по производству удобрений по всему континенту. В следующем году OCP Group планирует начать строительство завода по производству удобрений стоимостью $2,4 миллиарда, который будет использовать эфиопский природный газ.  

Успех такой политики импортозамещения будет иметь серьезные последствия для региона. Ряд африканских стран обладают достаточным количеством сырья для производства удобрений, необходимых для удовлетворения растущего регионального (и глобального) спроса. Расширение производственных мощностей будет способствовать развитию модели индустриализации на базе сырьевого сектора, что также поможет диверсифицировать источники роста Африки, снижая нездоровую зависимость континента от циклов цен на сырьевые товары и укрепляя его устойчивость к глобальным потрясениям.

Учитывая прогнозируемый рост населения Африки, сельское хозяйство и агробизнес могут стать быстрорастущими отраслями, создавая рабочие места в регионах, где на протяжении десятилетий сохраняется хронически высокий уровень безработицы, и ускоряя процесс экономических преобразований на континенте. Рост агробизнеса и увеличение производства удобрений также повысят производительность и сократят послеуборочные потери.

Повышение урожайности африканских фермерских хозяйств и производительности сельского хозяйства имеют решающее значение для достижения самообеспеченности в производстве продовольствия. Такая политика также закроет большие и растущие бреши в платежном балансе большинства стран, укрепит макроэкономическую стабильность и выведет регион на путь финансового оздоровления и повышения устойчивости долга. Но Африка должна стремиться к большему. У континента есть земля и климат необходимые для того, чтобы стать мировой житницей, а также геополитическая сила, с которой нужно считаться.

Ипполит Фофак, главный экономист и директор по исследованиям Африканского экспортно-импортного банка (Афрэксимбанк)

© Project Syndicate 1995-2022 

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Как сеть клиник «Diaverum Казахстан» за восемь лет выросла в шесть раз »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Алексей Ли: как бизнесмены нового поколения развивают Казахстан

Смотреть на Youtube

Берик Каниев: Мы не можем всю жизнь быть сырьевой страной

Смотреть на Youtube

Галим Хусаинов: санкции, Kaspi, исход российских банков, прощение кредитов

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить