Трамп и его шансы на пост президента США

17031

Ситуация выглядит иррационально. Только что Дональду Трампу предъявили четыре обвинения, в том числе в сговоре с целью обмана США и лишения американцев избирательных прав

Фото: © Jim Lo Scalzo/Bloomberg via Getty Images

Ранее ему было предъявлено ещё 40 обвинений (в том числе в нарушении закона «О шпионаже») в федеральном суде Флориды и 34 обвинения в Нью-Йорке, где расследуются его попытки замять сексуальный скандал. И несмотря на всё это, позиции Трампа как наиболее вероятного кандидата республиканцев на пост президент выглядят непоколебимыми. Согласно одному из последних опросов, он на 37 процентных пунктов опережает своего ближайшего конкурента – Рона Десантиса, губернатора Флориды.

То, что бывший президент может попасть в тюрьму, совершенно не беспокоит его сторонников. В этой группе избирателей ноль процентов считают, что он совершил что-либо незаконное. И это странно. Ещё страннее то, что 43% республиканцев оценивают его деятельность «очень позитивно».

Надо признать, что Десантису настолько неуютно быть самим собой, что, наблюдая за ним, люди сами начинают чувствовать дискомфорт. Он пытается обойти Трампа справа, но без успеха. Крис Кристи, немного более привлекательный политик (сейчас у него рейтинг поддержки 2%), добился ещё меньших успехов со своим имиджем умеренности.

Чем объяснить столь упорную поддержку Трампа? Вряд ли его сила в аргументах, потому что он редко способен на связную аргументацию. Трудно понять, что он думает, и думает ли вообще. Он равнодушен к фактам и даже презирает их. Но чем больше он врёт, тем сильнее он нравится своим сторонникам, как будто его лавина лжи парализовала их способность отличать правду.

Нет сомнений, что отчасти всё это связано с радикальными изменениями в способах получения людьми информации. Многие, причём не только сторонники Трампа, нашли себе уютный уголок в пузыре дезинформации, распространяемой в интернете и усиливаемой пропагандистами, которые притворяются журналистами на телеканале Fox News и в других, ещё более клоунских СМИ.

Пузырь трампистов погружён в глубокий пессимизм. Около 89% республиканцев считают, что США находятся в глубоком упадке, хотя экономика страны под руководством президента Джо Байдена демонстрирует выдающуюся устойчивость. В электоральной базе Трампа говорят даже о надвигающейся национальной катастрофе, организованной преступными элитами, злонамеренными иммигрантами, а также международной кликой безнравственных финансистов, которые дёргают за ниточки мировой политики. Трамп оказался мастером манипулирования всеми этими страхами и теориями заговора, которые способны спровоцировать мщение и насилие так же легко, как и экстатическое поклонение самопровозглашённому спасителю.

У этих народных страхов есть несколько причин. Многие американские промышленные рабочие считают, что их бросили на произвол судьбы в мировой экономике, которая предлагает более дешёвую рабочую силу за рубежом. Есть также целый ряд социальных и демографических изменений, которые смущают людей и (по их собственному мнению) ухудшают их положение: становится больше небелых граждан, уменьшается религиозной авторитет, брошен вызов глубоко укоренившимся гендерным нормам, а также сексуальной и расовой иерархии. Они боготворят лидера, который обещает «вернуть им страну».

Самым успешным – и наиболее опасным – из демагогических гамбитов Трампа стала его попытка представить собственные правовые проблемы как атаку на всех своих сторонников. Его избирательный штаб сравнивает вновь выдвинутые обвинения против Трампа с репрессиями в сталинском СССР и нацистской Германии. В июне, после появления новых федеральных обвинений, Трамп заявил своим сторонникам: «В конечном итоге они пришли не за мной. Они пришли за вами, а я лишь стою у них на пути».

История никогда не повторяется в точности, и поэтому вольные сравнения с другими эпохами и странами всегда опасны. Но некоторые аспекты прошлого всё же помогают нам лучше понять настоящее.

В книге «Истоки тоталитаризма» Ханна Арендт сделала вывод, который остаётся верным до сих пор: сознательное враньё – это первый шаг к тирании. По её словам, «перед тем как тоталитарные движения захватывают власть и обустраивают мир в соответствии со своими доктринами, они создают непротиворечивый лживый мир, в котором благодаря одному только воображению встревоженные массы могут чувствовать себя как дома, защищёнными от бесконечных шоков, которыми реальная жизнь и реальный опыт бьёт по людям и их надеждам».

Немецкий историк Иоахим Фест говорил примерно то же самое о «литургической магии» национал-социализма. По его словам, именно эта магия возвращала людям «утерянное чувство коллективной принадлежности и коллективного товарищества».

Ещё более актуальную сегодня мысль либеральный политик Теодор Хойс высказал в 1932 году, когда нацисты готовились уничтожить немецкую демократию. Он говорил, что нацисты совершили «фантастическое пропагандистское достижение, играя одновременно и поочерёдно две роли – героя и святого: великий победоносный мужчина в следующий момент превращался в невинного, преследуемого мученика».

Америка сегодня – это не обречённая Веймарская республика в Германии. Да, у неё были две катастрофические войны в Ираке и Афганистане, но у нет ничего похожего на Версальский договор, которым были наказаны немцы после Первой мировой войны. И нет экономической депрессии, которую хотя бы отдалённо можно было сравнить с 1930-ми годами.

Наверное, самое важное – это то, что Трамп, хотя и преуспел в назначении в Верховной суд религиозных радикалов, не сумел захватить всю элиту, как это сделал Гитлер. И хотя часть молодых белых мужчин сегодня притягивают крайне правые, у Трампа нет ничего подобного той поддержки студенчества, которой пользовались нацисты.

Если Республиканская партия выдвинет Трампа своим кандидатом в президенты, ему, наверное, будет труднее выиграть у вероятного кандидата демократов (Байдена), чем у внутрипартийных соперников. Но ещё предстоит увидеть, можно ли будет убедить достаточное количество избирателей в том, что им следует проголосовать за часто спотыкающегося 81-летнего старика ради предотвращения катастрофы с кандидатом, который мечтает вернуться в Белый дом, чтобы не попасть в тюрьму.

© Project Syndicate 1995-2023 

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Как сеть клиник «Diaverum Казахстан» за восемь лет выросла в шесть раз »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ

Смотреть на Youtube

Что будет с банком Bereke?

Смотреть на Youtube

Руслан Шаекин: Миллионер из Караганды

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить