Присоединение Российской Федерации (РФ) к Всемирной торговой организации (ВТО) способно оказать противоречивый эффект на выполнение программ модернизации в Казахстане, говорится в исследовании швейцарского Международного торгового центра, сообщает КазТАГ.
«Присоединение РФ к ВТО способно оказать противоречивый эффект на выполнение программ модернизации в Казахстане», - указывается в отчете «Присоединении России к ВТО: основные обязательства, возможные последствия, уроки для Беларуси и Казахстана», распространенном в среду.
«С одной стороны, неокрепшие производства столкнутся с растущей конкуренцией со стороны зарубежных поставщиков. С другой стороны, снижение или даже обнуление пошлин на ввоз современного оборудования, в том числе в рамках сектора IT, удешевит модернизацию», - подчеркивается при этом.
По утверждению авторов исследования, последствия присоединения России к ВТО для Казахстана не совпадают с его последствиями для Белоруссии.
«Прежде всего, по причине разной структуры экспорта двух стран в Россию. Если в белорусском экспорте доминирует машиностроительная продукция и другие готовые товары, то Казахстан вывозит в Россию главным образом руды (железную, а также хромовую, медную и цинковую) и промежуточные товары - продукцию неорганической химии, черные и цветные металлы», - поясняется в тексте.
При этом пошлины единого таможенного тарифа (ЕТТ) «на ввоз этих товарных групп не превышают 5%, и присоединение России к ВТО не грозит потокоотклоняющим эффектом казахстанским сырьевикам».
По мнению МТЦ, постепенное снижение импортных пошлин снизит поступления в бюджет страны. Однако это снижение не станет травматичным, так как либерализация импорта для Казахстана «станет по сути возвратом к уровням пошлин, применявшихся в этой стране до ввода в действие ЕТТ».
«Для потребителей же это станет благом, так как вернет более низкие ставки на ввоз потребительских товаров. Впрочем, в отношении самого болезненного вопроса, ввоза легковых автомобилей, облегчение наступит лишь частично и не сразу: пошлина на ввоз новых автомобилей снизится с 25 до 15%, но произойдет это только в течение 2016-2019 годов. Для сравнения: в соседнем Кыргызстане пошлина на ввоз автомобилей 2%», - отмечается в исследовании.
Вместе с тем, основные возможности связаны не с тарифными подвижками, а сформированием Единого экономического пространства (ЕЭП).
«Выход интеграции на уровень ЕЭП несет Казахстану и приток российских предпринимателей и инвестиций, которых привлекают здесь, в числе прочего, более простые благоприятные условия ведения бизнеса. В первую очередь, речь идет о более низких налогах и более простых процедурах государственного регулирования», - говорится в отчете.
Однако «проигравшими в конкурентной борьбе могут оказаться некоторые местные предприниматели».
«Однако для страны в целом эти потери могут быть компенсированы за счет создания новых рабочих мест, усиления конкуренции, увеличения налогооблагаемой базы», - подчеркивается при этом.
