Чтобы оживить кредитование малого и среднего бизнеса (МСБ) в Казахстане, банкам второго уровня необходимы «длинные» деньги, считает научный руководитель объединения юридических лиц «Ассоциация «Евразийский экономический клуб ученых» Арыстан Есентугелов.
«Надо сразу сказать, что нет прямой зависимости между снижением ставки рефинансирования и ростом кредитования реального сектора. То есть снижения цены денег не наблюдается. Почему? Нацбанк РК не дает банкам «длинные» деньги. В основном предоставляет короткие кредиты, например, на два дня», - сказал эксперт, отвечая на вопросы КазТАГ в кулуарах международного научного форума «VI Рыскуловские чтения. Социально-экономическая модернизация Казахстана в условиях глобальной финансовой нестабильности» в среду, передает КазТАГ.
По его мнению, «вопрос, где взять длинные деньги, риторический». «Их можно привлечь из накопительных пенсионных фондов (НПФ), страховых компаний или фондового рынка. Но все они не готовы инвестировать длинные деньги», - заметил А.Есентугелов.
Еще с момента появления пенсионных фондов «было ясно, что их доходность будет мизерной». НПФ опасаются «вкладываться в казахстанские компании реального сектора в силу их непрозрачности, отметил эксперт. «Поэтому ни менеджмент НПФ, ни население, деньги которых фонды аккумулируют, не хотят вкладывать деньги в структуры, оценить или понять логику развития которых крайне сложно», - пояснил А.Есентугелов.
По его словам, «НПФ вынуждены вкладывать в государственные компании, где хотя бы гарантии возврата денег очевидные».
«При этом доходность мизерная. Инвестировать под 2-3% годовых при средней годовой инфляции в 7-8%, по крайней мере, неумно. То есть изначально пенсионные фонды соглашаются на доход, в 4 раза меньше текущей инфляции. Отсюда их хроническая убыточность», - заметил А.Есентугелов.
По мнению экономиста, «чтобы субъекты бизнеса получили «длинные» деньги, необходим их выход на фондовый рынок». Это, в первую очередь, стимулирует их прозрачность, поскольку НПФ не хотят инвестировать в непрозрачные компании, подчеркнул эксперт. Для того, чтобы добиться прозрачности, «нужно, с одной стороны, усилить ответственность за экономические преступления, а с другой стороны - дать экономическую свободу», - считает он.
Под «усилением ответственности» А.Есентугелов понимает неотвратимость наказания. «К примеру, если в Китае компания выходит на фондовый рынок с некорректной финансовой отчетностью, то руководителю коммерческой структуры может грозить заключение под стражу сроком на 15 лет. Конечно, в казахстанских условиях китайская практика не приживется, но, в любом случае, мы должны компанию, которая выходит на фондовый рынок с заведомо некорректной отчетностью, наказать, чтобы другим неповадно было», - заключил экономист.
Напомним, в апреле глава Национального банка РК Григорий Марченко заявил о возможности дальнейшего снижения ставки рефинансирования, находящейся на историческом минимуме в 6,5%, при условии сохранения стабильно низкой инфляции. «Сигнал рынку об уменьшении стоимости денег уже дан», - сказал Г.Марченко.
