За возвращение государству приватизированных в 1990-е годы стратегических предприятий выступают казахстанские эксперты, но предлагают разные формы реприватизации, сообщает КазТАГ.
«Государству нужно договориться с нынешними владельцами стратегических активов, и приобрести их на рыночных условиях. Потом, если народное IPO пройдет успешно, по этой же схеме привлечь к управлению активами население», - сказал экономист Тулеген Аскаров на круглом столе по теме «О возвращении государству незаконно приватизированных в 1990-е годы стратегических предприятий».
В свою очередь член президиума ОСДП Булат Абилов считает, что «государству необходимо выкупить эти активы по цене, по которой они были проданы в 90-е годы плюс ставка LIBOR. 51% акций должны принадлежать правительству, 49% - раздать народу бесплатно».
С ним солидарен и председатель Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев, заметивший, что «опыт Саудовской Аравии и Венесуэлы показывает, что такая форма возврата имеет право на существование».
Как отметил Т.Аскаров, «в вопросе возврата государству стратегических предприятий позиция властей и оппозиции совпадает, что случается нечасто».
Между тем он предостерег от таких форм реприватизации, как «экспроприация и национализация, которые активно использовались в странах Латинской Америки». «Лучше договариваться с нынешними владельцами активов, чем отбирать», - подчеркнул он.
Вместе с тем, эксперт пояснил, что стоимость предприятий, когда они приватизировались, и сейчас – разная. «Например, для обратного выкупа таких корпораций, как ENRC и «Казахмыс», если исходить из рыночной оценки, потребуется порядка $20 млрд. И они у государства в Нацфонде имеются. Для того, чтобы провести народное IPO, у населения имеются сбережения: порядка Т3 трлн на счетах в банках второго уровня и еще $10-20 млрд. наличными», - сказал Т.Аскаров.
По его мнению, «эти горнорудные компании довольно прибыльные и потому их возврат государству принесет населению неплохие дивиденды».
По словам Б.Абилова, «нынешние владельцы стратегических активов не привнесли на предприятия ни технологического прорыва, ни технической модернизации». «А в последние годы они за счет гарантий государства берут займы у Китая, тем самым, еще активнее вгоняя Казахстан в долговую яму», - сказал он, заметив при этом, что владельцы стратегических активов активно вывозят капитал за границу.
«По некоторым данным, только в оффшорах находится до $150 млрд денег, вывезенных из Казахстана», - сказал Б.Абилов, отметив, что «стратегические активы должны работать на народ Казахстана, а не на пользу горстке избранных».
Со своей стороны, С.Матаев заметил, что «нынешние владельцы стратегических активов вернули потраченные в ходе приватизации средства в течение нескольких лет». «Теперь они ничего не строят, отдыхают и о людях не думают», - отметил он.
Приватизация прошла для Казахстана по невыгодной схеме, продолжил С.Матаев, так как «у нас не было юристов, специалистов и людей, знающих английский язык». «Поэтому на свет появились невыгодные для страны соглашения о разделе продукции (СРП), заключенные на 30-40-50 лет. Эти СРП заключены на невозобновляемые ресурсы. То есть нынешние владельцы добывают их, вывозят капитал, а Казахстану ничего не остается», - констатировал С.Матаев.
При этом, добавил он, власти говорят о 25%-м казахстанском присутствии в нефтяном секторе. «Но большая часть этой доля – это участие отечественной нацкомпании в капитале китайских компаний, которые, в свою очередь, контролируют 33% всей добычи нефти в Казахстане», - пояснил С.Матаев.
Путей возврата стратегических предприятий, по мнению главы СЖК, «достаточно много». «Государство может надавить на нынешних собственников с помощью экологических и налоговых служб», - резюмировал С.Матаев.
