Засуха привела к обмелению Панамского канала и угрожает мировой торговле, учитывая, что по нему ежегодно проходят грузы на $270 млрд, сообщил Bloomberg. Поскольку уровень воды находится на 1,8 м ниже нормы, руководство канала ограничило количество судов, которые могут проходить по нему, до самого низкого уровня с 1989 года, когда США вторглись в Панаму для ареста ее фактического главы Мануэля Норьеги. Сейчас на фоне более дождливого, чем обычно, ноября, ограничения смягчились. Но и при 24 судах в сутки пропускная способность канала намного ниже максимальной в 38 судов, наблюдаемой до засухи, передает Forbes.ru.
Это вынуждает грузоотправителей платить миллионы долларов, чтобы продвинуться в очереди, или же выбирать более длинные и дорогостоящие маршруты вокруг Африки или Южной Америки. И заставляет администрацию канала рассматривать варианты по устранению последствий стихии. «Как канал, как страна, мы должны принять меры, потому что это неприемлемо», — заявил агентству менеджер администрации канала Эрик Кордоба.
Один из вариантов — создание туннеля через гору длиной 8 км для подачи пресной воды в озеро Гатун, которое является главным резервуаром канала. По оценкам Кордовы, проект обойдется в $2 млрд, для его осуществления потребуется не менее шести лет. Второй вариант — засев облаков (процесс имплантации крупных частиц соли в облака для усиления конденсации, вызывающей дождь). «На реализацию обоих вариантов потребуются годы, если они вообще осуществимы», — отмечает Bloomberg.
Грузоотправители выражают разочарование тем, что панамские власти не принимают оперативных мер по решению проблемы низкого уровня воды. «В Панаме не реализовывается никаких значительных инфраструктурных проектов по увеличению запасов пресной воды», — написал в письме президенту Панамы гендиректор японского морского контейнерного перевозчика Ocean Network Express Holdings Джереми Никсон. Он призвал власти страны и руководство канала принять срочные меры.
Панамский канал не находится на уровне моря, как Суэцкий, и заполняется пресной водой из искусственных озер, что делает его уязвимым для засухи. Канал был официально запущен в 1914 году, став альтернативой Суэцкому каналу и маршрутам через мыс Доброй Надежды и Магелланов пролив для судоходства между Северным и Южным полушариями. В обычных условиях через него проходит почти 3% мировых объемов морской торговли и 46% контейнеров, следующих из Северо-Восточной Азии на восточное побережье США. Канал является крупнейшим источником доходов Панамы, принеся в казну страны в 2022 году $4,3 млрд.