Бизнес-2020

10518

Какой должна быть стратегия компаний в предстоящее десятилетие

Фото: © Depositphotos.com/kchungtw

Список бизнес-лидеров заметно изменился за последнее десятилетие. В начале 2010-х 10 самых дорогих публичных компаний базировались в пяти странах, только две из них относились к технологическому сектору, и рыночная стоимость ни одной не превышала $400 млрд. Сегодня все компании первой десятки находятся в Китае или США, большинство являются технологическими, а капитализация некоторых, по крайней мере периодически, превышает $1 трлн. Изменение расстановки сил ожидает нас и в 2020-х, считают исследователи The Boston Consulting Group (BCG).

Будущая конкурентная среда, по мнению экспертов, формируется под влиянием множества тенденций. Среди них – повсеместное развитие стирающих отраслевые границы экосистем, более пристальное внимание общества к социальному влиянию технологий и глобальному вкладу бизнеса, подъем Китая, замедление роста численности населения трудоспособного возраста в основных экономиках, а также заметный рост активности инвесторов и роли частного капитала.

Чтобы не отставать от быстрых изменений, компании должны пересмотреть многие аспекты своей работы, включая текущие бизнес-прогнозы. Причем это касается не только традиционных игроков, но и преуспевающих молодых цифровых гигантов. Скоро они столкнутся с проблемами, неизбежно приходящими «с возрастом», например бюрократией и инерцией.

Стратегии и программы, которые будут действенны в грядущее десятилетие, несомненно, зависят от отрасли и региона. Однако BCG выделяет пять универсальных.

Новая логика конкуренции

Интернет и мобильные технологии открыли век информации и серьезно повлияли на наукоемкие и ориентированные на потребителя отрасли, такие как электроника, коммуникации, развлечения и ретейл. Новая волна технологий, включая сенсоры, интернет вещей и искусственный интеллект, превратит любой бизнес в информационный. Следовательно, нас ждет увеличение объема данных и появление более совершенных инструментов для извлечения полезной информации из них. Поэтому компаниям предстоит конкурировать в скорости обучения.

Сегодняшние лидеры сформировались в «экономике масштаба», основанной на предсказуемом сокращении предельных издержек производства при относительно равномерном предложении. Завтрашние должны стремиться к «экономике обучения», где победитель, используя данные и технологии, преуспеет в выявлении и удовлетворении меняющихся потребностей каждого клиента.

В 2020-х изменятся и арены конкуренции. На смену небольшому числу компаний, производящих общий конечный продукт и конкурирующих в четко определенных отраслевых границах, придет конкуренция и сотрудничество внутри и между экосистемами. Поскольку экосистема динамична и не может полностью контролироваться даже ее организатором, бизнесу придется косвенно распространять влияние через платформы и маркетплейсы.

Организация будущего

«Экономика обучения» не может существовать без постоянно обучающихся организаций. Их логичнее всего создавать, объединяя силы людей и машин. Алгоритмам следует довериться в распознавании шаблонов в данных, а люди должны сосредоточиться на более сложных задачах, таких как проверка этих алгоритмов, поиск новых возможностей, разработка и обновление самой структуры «человек + машина». Такое разделение труда влечет за собой массивную эволюцию организационных структур и возможностей, например создание новых «контрактов на обучение» между работниками и предприятиями.

Подобные принципы уже применяются в изолированных областях (операции на цифровых торговых площадках), но выиграть конкуренцию 2020-х можно будет, только внедрив их во все части организации. Работа самонастраивающегося предприятия, постоянно адаптирующегося к окружающей среде, основана не на традиционном принятии решений от руководства к менеджменту, а на биологических принципах, таких как эксперименты и совместная эволюция.

Наука организационных изменений

Исследование BCG показывает, что самый большой фактор, влияющий на успех программ крупных изменений, – то, насколько рано они были начаты. Поэтому очень важно создать ощущение срочности в организации, чтобы все сотрудники действительно понимали необходимость перемен.

Но даже для компаний – приверженцев радикальной трансформации это может быть рискованным делом: исходя из статистики, большинство крупномасштабных усилий по изменениям терпят не­удачу. Решение эксперты BCG видят в разнообразии подходов и выходе за рамки монолитных методов планирования вроде Диаграммы Ганта. Тогда непрерывные изменения станут «настройками по умолчанию» и эпизодические программы уступят место переменам в качестве постоянного операционного императива.

Разнообразие для инноваций и устойчивости

Эффективность бизнеса в долгосрочной перспективе может повысить разнообразие. Сегодня это не просто моральное требование – анализ более 1700 компаний показывает, что разнообразие увеличивает возможности для инноваций, расширяя спектр идей организации. Инновации становятся все более необходимыми в эпоху динамичных рынков.

Наиболее очевидные источники разнообразия, такие как пол и этническая принадлежность, действительно важны для стимулирования инноваций, но также имеет значение разнообразие жизненного опыта и образования. Важно отметить, что эти факторы в основном дополняют друг друга, поэтому компании, которые разнообразны по нескольким параметрам, являются еще более инновационными. Однако одного лишь структурного разнообразия недостаточно. Организациям также нужна среда, способствующая принятию новых идей, а значит, следует внедрять открытые методы коммуникации, активное участие, приверженность созданию разнообразия в высшем руководстве, открытость для тестирования множества предложений сотрудников разного уровня.

Кроме того, разнообразие повышает устойчивость. Как биологические сообщества и организмы, компании, которые обладают большей гетерогенностью (неоднородностью), могут лучше противостоять непредвиденным изменениям.

Социальная и деловая ценность

В последнее время роль бизнеса в обществе подвергается сомнению. Этому способствуют страх перед автоматизацией, недоверие к технологиям, климатический кризис, растущий уровень социального неравенства и тотальное доминирование компаний-гигантов. Под угрозой вся существующая модель корпоративного капитализма.

Политические институты в ближайшем будущем вряд ли смогут эффективно решить перечисленные проблемы, ведь они борются с рядом других вызовов, среди которых огромные государственные долги и миграционный кризис. Более того, экономическая активность Китая и неоднозначная реакция США на это ставят под угрозу стабильность многонациональных институтов.

Получается, бизнес должен взять будущее в свои руки, чего и ожидают от него заинтересованные стороны. Лидеры должны убедиться, что их бизнес создает как социальную, так и экономическую ценность. Это может не только повысить финансовые показатели в долгосрочной перспективе, но и укрепить социальный контракт между бизнесом и обществом, гарантируя, что отношения продолжатся. Таким образом, лидирующим компаниям придется овладеть искусством корпоративного управления государством.

Возвращайтесь к нам через 6 дней, к публикации готовится материал «Bulgari выходит на старт Gran Turismo»

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Ляззат Ибрагимова: о росте цен на жилье и пенсионных накоплениях казахстанцев

Смотреть на Youtube

Владелец Line Brew: первое за 10 лет интервью

Смотреть на Youtube

Кризис логистики в Казахстане

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить