Почему франшиза – это хороший ответ кризису
В Алматы 24-25 ноября проходит Евразийский франчайзинговый форум-выставка Eurasian Franchise ForumExpo 2016
Франчайзинг – покупка работающей бизнес-модели, функционирующей на рынке под брендом. Это один из самых популярных в мире видов бизнеса и способов начать свое дело. Однако в Казахстане франчайзинг не получил широкого распространения, несмотря на то, что продолжает расти год от года, не взирая на кризис.
В 2017 на рынок РК зайдет еще больше мировых брендов
По словам президента Евразийской ассоциации франчайзинга Бекнура Кисикова, этот вид бизнеса в стране пока слабо развит: его емкость составляет всего 0,1-0,3% от ВВП, или $2,5 млрд.
Согласно показателям прошлого года, в республике функционировали около 450 франчайзинговых компаний. В следующем году ассоциация прогнозирует рост на 12%. При этом в предкризисные годы этот показатель был равен 30%-40%.
- В текущем году рынок увеличился, несмотря на девальвацию тенге, потому что все больше бизнесменов своему бизнесу предпочитают франшизы. Средний объем требуемых инвестиций для открытия франшизы составляет от $50 тыс. до $100 тыс., - рассказал Бекнур Кисиков.
Он ожидает, что в 2017 еще больше мировых брендов выйдет на рынок Казахстана. Это рестораны, бренды одежды и гостиницы из США, Европа и Японии.
- Переговоры ведутся на государственном уровне, - отметил он.
Франчайзинг - это ответственность
Опытный франчайзер из Украины, представитель сети ресторанов CASTA group Наталья Кичик рассказала об основных проблемах, с которыми можно столкнутся в этом виде бизнеса.
- Франчайзинг - это не просто бренд, который можно продать и заработать какие-то деньги сегодня и сейчас. Франчайзер должны быть гарантом бренда, который он продает. В начале должны прописываться все стандарты, политика, условия и договор, и уже после этого можно начинать продавать франшизу. Но на этом работа не заканчивается. Многие забывают о такой важной ступени, как контроль за соблюдением прописанных стандартов и политики, - сказала она.
Наталья Кичик также обратилась к тем, кто хочет приобрести франшизу.
- Приобретая франшизу, посмотрите на то, кем она создана, как долго эта компания ее продает, насколько успешны те, кто уже ее приобрел. Если вы, например, приобретаете ресторанную франшизу, то просто придите в этот ресторан попробуйте их блюда, оцените обслуживание, - посоветовала спикер.
На помощь женщинам с ювелирными украшениями
Российская компания Зупара Мурзахметова по продаже ювелирных изделий только собралась продавать свою франшизу. Бизнесмен работает с ювелирными украшениями 5 лет, из них три года под брендом Serebroff. За это время компания открыла 28 бутиков в Казахстане.
Несмотря на кризис, рынок франчайзинга в РК в 2016 будет развиваться
Годовой оборот предприятий, работающих в Казахстане на условиях франчайзинг... →
- Пережить пришлось многое. Я даже пару раз хотел закрыть свое дело, но после трех лет работы все стабилизировалось, и сегодня мы готовы продавать свою франшизу, - вспоминает он.
Случай Зупара Мурзахметова уникален: он запустил франшизу не с целью получения прибыли или развития своей сети. Его основной задачей является помощь прекрасным дамам.
- В этом году я познакомился с женщиной, которая после развода осталась с двумя детьми и нуждалась в заработке. Я предложил ей открыть бутик под нашим брендом и дал товар на реализацию. Ее магазин работает уже 6 месяцев и приносит ей доход до 1 млн тенге в месяц, - рассказал он. - Я давно знаком с Бекнуром. Он мне сказал, что это франшиза, и начал уговаривать продавать разрешение на открытие бутиков под названием Serebroff. Я поддался на его уговоры и решил не просто продавать франшизу, а помогать женщинам, которые в этом нуждаются.
Предприниматель продает франшизу только женщинам за 750 тыс. тенге, без роялти. Дальнейшие выплаты составляют 2% от валовой прибыли. Это, как он объяснил, маркетинговый взнос за рекламу.
- Я готов продавать франшизу по всему Казахстану, но не мастер-франшизу. Мы рассматриваем франчайзинг по торговым точкам. Например, кто-то захочет открыть один бутик в конкретном ТРЦ. Мы готовы рассмотреть такие варианты. Нам не нужны партнеры, которые откроют 50 магазинов. Нам франшиза нужна не для того чтобы развить свою сеть, мы и сами можем это сделать. Мы просто хотим помочь женщинам заработать, - поясняет он.
Франшиза от ZIBROO за 0 тенге
Другие сети, наоборот, запускают франчайзинг именно для того, чтобы развить собственную сеть реализации. Таким примером является отечественная компания по производству спортивной одежды ZIBROO, которая работает на рынке с 1998. Компания, в первую очередь, занимается пошивом спортивной одежды, но имеет 6 магазинов, один из которых был открыт полгода назад в Астане по франшизе.
- У нас есть своя небольшая сеть магазинов, но мы все же больше ориентированы на оптовые продажи. Сейчас мы видим, что можем значительно увеличить объем реализации своей продукции, если разовьем розничную сеть, - сообщил менеджер по продажам ZIBROO Аскар Карнаков.
Франшиза этого бренда стоит 0 тенге, но франчайзи должен будет закупить у ZIBROO оборудование – витражи, полки, кассовые аппараты, примерочные, стеллажи, вешалки. Стоимость оборудования варьируется от площади магазина. Например, бутик в Астане площадью более 50 кв.м закупил оборудование примерно на 3 млн тенге.
- Мы привозим и устанавливаем все оборудование. Отдаем им товар под реализацию. При этом получать его наши франчайзи будут по оптовым ценам. Мы устанавливаем на продукцию рекомендуемые розничные цены, и предприниматели могут работать под нашим брендом, - заметил Аскар Карнаков.
Несмотря на то, что компания решила заняться франчайзингом, она намерены запускать магазины и самостоятельно. Так, в конце этого года открываются 2 магазина ZIBROO в Алматы.
McDonald’s не страшен
На рынке Казахстана более широко представлены не отечественные, а российские франшизы. Ресторан быстрого питания Burger CLUB зародился в 2008 на Украине (сейчас головной офис компании находится в Москве), и уже через год владельцы решили продать первую франшизу. На данный момент франшизы компании представлены в странах СНГ и Китае: сеть состоит из 150 ресторанов, 8 из которых находятся в Казахстане (три в Уральске и по одному в Астане, Павлодаре, Экибазтузе Атырау и Актау). Компания хочет найти партнеров в Алматы и Астане, и их не пугает наличие в этих городах ресторанов быстрого питания с мировым именем. Как объяснила специалист департамента развития Burger CLUB Ксения Дендеря, их бургеры практически не отличаются от тех, что продают в McDonald’s, а цены ниже.
- На данный момент мы работаем в двух форматах – размещаемся в ТРЦ и открываем рестораны в отдельно стоящих зданиях. Инвестиции на размещение на фудкорте составляют $53 тыс. стационарная точка - $58 тыс. Паушального взноса нет, роялти составляет 2% от оборота. На эту сумму наш франчайзи получает комплект необходимого оборудования, вывеску, логотип, меню, программное обеспечение, услуги стартап-менеджера, обучение персонала, технологическую документацию, стандарты ведения бизнеса, мебель на 40 посадочных мест и дизайн-проект. Ремонт в эту сумму не входит, - рассказала Ксения Дендеря.
Затраты на ремонт зависят от состояния помещения и его площади.
- Также $10 тыс. необходимы на товарный запас. Мы работаем с полуфабрикатами, которые в Казахстан поставляются из Москвы. Наши франчайзи, заключая с нами договор, должны работать только с аккредитованными поставщиками, которые предоставляют для нас и наших партнеров скидки, - отметила она.
Возвращайтесь к нам через 3 недели, к публикации готовится материал «75 богатейших бизнесменов - 2024»
Forbes Video
Берик Каниев: Мы не можем всю жизнь быть сырьевой страной
Смотреть на Youtube ⟶АЛЕКСАНДР ГЕРЧИК: $20 МЛН ЗА 25 ЛЕТ В ТРЕЙДИНГЕ
Смотреть на Youtube ⟶Бизнесмен из списка Forbes – о резком росте цен, проблемах бизнеса и недостатках правительства
Смотреть на Youtube ⟶