Экономика Казахстана: почему правительству выгоден слабый тенге
Обзор представляет директор департамента аналитики «Казкоммерц Секьюритиз» Нурлан Ашинов
Экономика Казахстана демонстрирует умеренные темпы роста - за 11 месяцев 2018 ВВП вырос на 4,1%. Основными факторами экономического роста стали высокий инвестиционный и потребительский спрос, а также производственная активность в базовых отраслях экономики. Напомним, что в 2017 рост ВВП составил 4%.
Ниже представляем прогнозы по росту ВВП некоторых институтов.
Источник |
Прогноз на 2018 |
Прогноз на 2019 |
|
Прогноз из предыдущего отчета |
Текущий прогноз |
||
Национальный банк |
3,5% |
3,5% |
2,6% |
МНЭ РК |
4% |
3,8% |
3,9% |
ЕАБР |
3,7% |
4,0% |
3-3,5% |
МВФ |
3,2% |
3,7% |
3,1% |
ЕБРР |
3,9% |
4,0% |
3,5% |
АБР |
3,2% |
4,0% |
3,8% |
Усреднённый прогноз роста ВВП Казахстана на 2018 составляет 3,8%, а на 2019 - 3,4%.
Текущий уровень дефицита бюджета приводит к росту долговой нагрузки или сокращению ЗВР
По итогам 11 месяцев 2018 дефицит бюджета РК составил 446 млрд тенге, или 0,8% от ВВП. Дефицит бюджета без учёта трансфертов из Нацфонда составил 5,8% от ВВП (против 11,3% за 11 месяцев 2017). Основная часть (87%) этого дефицита покрывается средствами Нацфонда, которые также пополняются за счёт прямых поступлений от нефтяного сектора.
Акишев: Мы не ужесточаем регулирование, мы усиливаем надзор
О будущем банковского сектора, инфляционных ожиданиях и о том, что ждёт тен... →
Поступления в Нацфонд за 11 месяцев текущего года составили 2 884 млрд тенге, в то время как в республиканский бюджет было направлено 2 951 млрд тенге. То есть, если бы деньги, которые направляются в Нацфонд, поступали бы напрямую в бюджет, то дефицит бюджета составил бы 513 млрд тенге, или 0,9% от ВВП.
При таком дефиците бюджета рост госдолга составит около 4% в год при номинальном росте ВВП 11-12% в год. То есть уровень долга (к ВВП) будет сокращаться, однако это при сценарии, что почти все поступления в Нацфонд будут направляться на финансирование дефицита бюджета. А это значит, что золотовалютные резервы страны не будут расти (или будут расти за счёт роста цен инвестиционных активов). Отсутствие роста ЗВР при росте размера экономики на 11-12% (3,5% в реальном выражении) является негативным фактором, который может создать дополнительное давление на экономику в целом.
Исходя из всего вышенаписанного, можно сделать вывод, что текущий уровень дефицита бюджета приводит к росту долговой нагрузки или сокращению ЗВР и не приемлем в долгосрочной перспективе. Однако в краткосрочной и среднесрочной перспективе данный дефицит вполне допустим, учитывая текущий уровень госдолга и ЗВР.
Немаловажным моментом является тот факт, что за 11 месяцев 2018 средний курс тенге к доллару США составил 342, а средняя цена Brent $72,9. Расчётная выручка в тенге от продажи нефти составила 25 тыс. тенге. При текущей цене на нефть $62 за баррель и курсе тенге 376 тенге за доллар расчётная выручка в тенге от продажи нефти составляет 23,3 тыс. тенге за баррель, что на 7% меньше, чем средний уровень за 11 месяцев 2018.
Республиканский бюджет
Млн тенге |
2015 |
2016 |
2017 |
11М2018 |
Поступления |
6 251 |
7 760 |
9 799 |
8 205 |
Поступления без учёта трансфертов |
3 619 |
4 679 |
5 120 |
5 254 |
Трансферты из Нацфонда |
2 633 |
3 080 |
4 680 |
2 951 |
Расходы |
7 163 |
8 501 |
11 156 |
8 651 |
Профицит/дефицит бюджета |
-912 |
-741 |
-1 357 |
-446 |
в % к ВВП |
-2,2% |
-1,6% |
-2,6% |
-0,8% |
Профицит/дефицит бюджета без учёта поступления трансфертов |
-3 545 |
-3 821 |
-6 037 |
-3 397 |
в % к ВВП |
8,7% |
8,1% |
11,7% |
5,8% |
По итогам 2019 ожидаемый дефицит бюджета составляет 1,5% от ВВП. Прогнозы бюджета сделаны с учётом курса 370 тенге за доллар и цены на нефть в размере $55 за баррель, или 20 350 тенге за баррель нефти. По прогнозам, налоговые поступления должны вырасти на 19%, а расходы на 10%. При этом поступления трансфертов должны снизиться на 4%.
Нам остаётся не совсем понятным, как при снижении расчётной цены на нефть на 21% (с 25 000 до 20 350 тенге за баррель) экономика сможет увеличить корпоративный подоходный налог на 16%, НДС на 25% и таможенные платежи на 15%. Мы предполагаем, что для реализации этой цели нужен более слабый тенге.
Государственный долг с начала года сократился
Дефицит бюджета финансируется с помощью трансфертов из Нацфонда или с помощью привлечения дополнительного долга. Если уровень задолженности государства высокий, то естественно возникнут трудности с привлечением финансирования или стоимость будет высокой. Особенно это актуально на фоне роста доходностей в США и ожидаемого роста стоимости фондирования в Европейском союзе.
Млн тенге |
2015 |
2016 |
2017 |
9М2018 |
Государственный долг |
9 022 195 |
11 436 643 |
13 504 221 |
14 514 307 |
Долг правительства РК |
8 665 700 |
8 877 277 |
10 193 333 |
10 971 736 |
Долг НБРК |
354 000 |
2 518 658 |
3 183 439 |
3 387 674 |
Долг местных исполнительных органов РК |
310 850 |
439 601 |
572 117 |
683 598 |
Доля в ВВП |
22% |
24% |
26% |
25% |
Государственный долг Казахстана по состоянию на 1 октября 2018 составляет 14 514 млрд тенге. С начала года уровень долга по отношению к ВВП сократился с 26% до 25%. Относительно умеренный рост госдолга связан с тем, что дефицит бюджета в большей степени финансировался за счёт средств Нацфонда. В четвёртом квартале дефицит бюджета будет в большей степени финансироваться за счёт привлечения долга, ввиду плана по минимальному использованию средств Нацфонда в данном периоде.
ЗВР с начала года снизились
За 11 месяцев 2018 средства Нацфонда снизились на 1,2% и составили $57,6 млрд. Международные резервы Нацбанка за этот же период сократились на 1,9%. В итоге золотовалютные резервы Казахстана уменьшились на 1,4% и составили $87,8 млрд, или 52% от ВВП. Соотношение ЗВР к размеру экономики страны остаётся довольно высоким.
млн долларов |
2015 |
2016 |
2017 |
11М2018 |
Нацфонд |
63 392 |
61 218 |
58 319 |
57 628 |
Международные резервы НБРК |
27 871 |
29 530 |
30 745 |
30 158 |
Золотовалютные резервы |
91 263 |
90 748 |
89 064 |
87 786 |
ВВП |
183 474 |
137 343 |
157 697 |
167 556 |
В % от ВВП |
50% |
66% |
56% |
52% |
Индекс реальных обменных курсов
Индекс реального эффективного обменного курса тенге (REER - Real effective exchange rate) представляет собой средневзвешенное изменение обменного курса тенге по отношению к корзине валют 24 стран - основных торговых партнёров Казахстана (4 страны СНГ и 20 стран дальнего зарубежья), скорректированное на изменение относительных цен.
Увеличение/снижение индекса показывает, что тенге реально дорожает/дешевеет по отношению к корзине валют стран, с которыми Казахстан осуществляет торговые операции, а значит, при прочих равных условиях отечественные производители испытывают менее/более благоприятные конкурентные условия на внутреннем и внешнем рынках.
После того как в августе 2015 года НБ РК перестал поддерживать курс тенге, национальная валюта начала активно девальвировать и индекс реальных обменных курсов тенге снизился до диапазона 70-80. Сейчас данный индекс находится на уровне 75. Если сравнивать данный индекс с периодами, когда проводилась девальвация (январь-2009 – 113,7; январь-2014 – 101,0; август-2015 – 109,3), то он значительно ниже, чем в эти периоды. То есть сейчас можно сказать, что давление на тенге с точки зрения индекса реальных обменных курсов отсутствует. Более того, курс тенге выглядит недооценённым. Сейчас, условно говоря, покупать товары и услуги в Казахстане выгоднее, чем это было перед последними девальвациями. А значит, спрос на тенге должен оставаться достаточно высоким, поддерживая национальную валюту. Кроме того, снижение индекса может положительно повлиять на торговый баланс и баланс услуг, что тоже хорошо для нашей экономики.
Источник: НБРК
Дефицит счёта текущих операций снижается
Платёжный баланс также является важным показателем состояния экономики. Казахстан имеет отрицательный счёт текущих операций вот уже несколько лет. В последний раз положительный текущий счёт был зафиксирован в 2014. Однако в последние кварталы наблюдается значительное сокращение дефицита счёта текущих операций. Так, в третьем квартале текущего года дефицит счёта текущих операций составил $118 млн, что является самым низким квартальным показателем с начала 2015.
Источник: НБРК
Торговый баланс также играет ключевую роль в стабильности экономики. Казахстан всегда имел положительный торговый баланс. Однако во второй половине 2015 и в 2016 торговый баланс Казахстана значительно снизился и начал восстанавливаться только в 2017. В третьем квартале 2018 торговый баланс Казахстана составил $7,0 млрд, что является самым высоким показателем с 2014.
В целом можно сделать заключение, что платёжный баланс находится в самом выгодном положении за последние годы и демонстрирует положительную динамику. Однако снижение цены на нефть в четвёртом квартале может негативно сказаться на платёжном балансе.
Наши ожидания и видение по курсу тенге
Если резюмировать вышеописанное, то можно сказать, что в целом экономика Казахстана чувствует себя хорошо на данный момент. Однако с падением цены на нефть страновые показатели могут ухудшиться. Если средняя цена на нефть в 2019 будет ниже $60, то в 2019 рост экономики будет ниже, дефицит бюджета будет выше, а необходимость финансирования дефицита бюджета приведет к росту государственного долга или сокращению ЗВР страны, а возможно, и к тому и другому. Дефицит текущего счёта тоже может вырасти. Эти факторы, могут оказать давление на курс тенге в следующем году.
Единственный фактор, который говорит о недооценённости тенге, это индекс реального эффективного обменного курса тенге.
Мы считаем, что на горизонте 3-6 месяцев существует реальный риск ослабления курса тенге, если цена на нефть останется в районе $60. Вот основные причины.
- Необходимость выполнения бюджета. Как уже было отмечено выше, республиканский бюджет на 2019 предполагает рост налоговых поступлений на 19%. Однако при текущем курсе тенге (376 за $1) и цене на нефть ($62 за баррель) выручка от продажи нефти на 7% меньше, чем в 2018. Исходя из этого можно предположить, что если цена на нефть сохранится в районе $60 или ниже, реализация плана по росту налоговых поступлений, скорее всего, потребует корректировок по курсу тенге.
- Ослабление рубля. Наблюдения в течение 2018 показали, что тенге больше подвержен влияниям курса рубля, чем нефти. Рубль будет слабеть по следующим причинам.
1. Рост инфляции в РФ из-за повышения НДС. Основная ставка НДС в России с 1 января 2019 вырастет с нынешних 18% до 20%. ЦБ в августе оценивал общий вклад повышения НДС в годовую инфляцию в коридоре от 0,6% до более чем 1,5%. Основное влияние роста НДС, по мнению регулятора, придется на первые месяцы 2019.
2. Новые санкции по отношению к РФ. Наверняка санкции последуют. Поводов достаточно: дело Скрипалей, строительство Северного потока - 2 и инцидент в Керченском проливе.
3. Возобновление с 15 января рыночной покупки валюты Минфином для пополнения Фонда национального благосостояния (ФНБ) в рамках бюджетного правила. Эти покупки увеличат спрос на иностранную валюту и, соответственно, ослабят рубль.
Возвращайтесь к нам через 3 недели, к публикации готовится материал «Mr. Serik Tolbasy Transfers Assets to REIT TSPG»
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Forbes Video
Алексей Ли: как бизнесмены нового поколения развивают Казахстан
Смотреть на Youtube ⟶Главы крупнейших частных школ Казахстана о том, растет ли качество среднего образования в стране
Смотреть на Youtube ⟶Тимур Турлов – новый миллиардер из списка Forbes
Смотреть на Youtube ⟶