Требуются ангелы

На первом в Казахстане стартап-уикенде частных инвесторов заметно не было

Darren Hopes/Photodisc RF/FOTOBANK.RU

Мода на проведение стартап-уикендов дошла и до Казахстана – в феврале в Астане был проведен Astana Startup Weekend при поддержке АО «Astana Innovations». «С целью поддержать начинающих предпринимателей мы впервые на территории Центральной Азии провели мероприятие, являющееся частью глобальной инициативы в поддержку новаторов, представляющей собой сеть из 30 тысяч стартаперов по всему миру», – рассказывает Азамат Абдымомунов, организатор мероприятия.

Главная идея, по его словам, заключалась в том, чтобы в течение трех дней участники прошли путь от идеи и формирования команды до презентации на рассмотрение жюри прототипа продукта и первоначального бизнес-плана. «Прелесть стартап-уикендов в том, что они в короткий промежуток времени дают молодым предпринимателям возможность получить лист вероятных ошибок, на которые им понадобились бы месяцы и даже годы», – поясняет он.

«Это площадка, где предприниматели и будущие бизнесмены участвуют в мозговых штурмах, место, где проекты должны были быть услышаны и увидены инвесторами», – добавляет Саят Нюсупов, возглавляющий АО «Астана Innovations». По его мнению, основные проблемы, препятствующие развитию стартап-проектов в Казахстане, связаны со слабым участием частного капитала, венчурного финансирования и практическим отсутствием бизнес-ангелов. Для примера: в США сегодня насчитывается до 1 млн бизнес-ангелов, а в Европейском союзе их более 100 тысяч. При этом количество потенциальных ангелов превосходит число действующих в 3–4 раза.

К слабым сторонам казахстанских стартаперов жюри отнесло незнание мировых аналогов

Между тем обращает на себя внимание то, что как раз частных инвесторов на мероприятие особо и не приглашали. «Мероприятие было открытым, и инвесторы могли принять участие, поэтому специальных приглашений организаторы не рассылали, – говорит Азамат Абдымомунов. – Все желающие могли посмотреть прямую трансляцию по kiwi.kz». В итоге в стартап-уикенде участвовали те, кто ищет инвесторов, приглашенные гости и госструктуры.

Несмотря на это, Азамат Абдымомунов интерес инвесторов увидел. «После презентации проекта AgroTeam по доставке натуральных пищевых продуктов на дом заказчику поступило несколько звонков со стороны частных инвесторов. Проект гараж-палатки (сборный гараж, который разбирается за 7 минут, помещается в багажнике и выдерживает температуру от –52 до +42 градусов) уже на презентации вызвал интерес других участников и присутствующих в зале, и на сегодня у новаторов появилось пять или шесть потенциальных покупателей. Проект Tilim.kz (веб-сервер по изучению государственного языка) вызвал интерес АО «Казахтелеком», а Korermen.kz (онлайн-продажа билетов в кинотеатры и другие развлекательные центры) – со стороны Министерства транспорта и коммуникаций. Tele-2 предложил разработчикам проекта Mobilecard (онлайн-сервер, на котором будут интегрированы все бонусные и дисконт-карты) предоставлять эти услуги через свои возможности.

Архивы пресс-служб
В Норвегии основные инвестиции в стартапы идут со стороны частного бизнеса

Приглашенный гость Питер Сундэ, основатель компании The Pirate Bay (Швеция/Норвегия), рассказывает, что хотя правительство Норвегии и оказывает помощь начинающим стартаперам, тем не менее основные инвестиции идут со стороны частного бизнеса.

На сегодняшний день в Казахстане практически все мероприятия по поддержке стартап-проектов финансируются только за счет государственных средств, что в определенной степени тормозит развитие этой сферы. В прошлом году в США венчурные инвесторы потратили приблизительно $27 млрд, в Европе – $5 млрд, в России – $400–500 млн, на Украине – $20 млн, в Казахстане – $1,5 млн.

По информации АО «Национальный инновационный фонд», по итогам реализации Программы технологического бизнес-инкубирования в 2011 году было отобрано 40 проектов на общую сумму 245,4 млн тенге. В отраслевом разрезе более 30 % отобранных проектов пришлись на сельское хозяйство и переработку сельхозпродукции, 20 % – на строительство и производство стройматериалов, 17,5 % – на энергетику, 15 % – на информационные и телекоммуникационные технологии, 5 % – на экологию и переработку промышленных отходов, столько же на машиностроение и 7,5 % на другие отрасли.

Анализируя бизнес-проекты участников стартап-уикенда, жюри к слабым сторонам казахстанских стартаперов отнесло незнание мировых аналогов, как в дальнем, так и в ближнем зарубежье. Так, во время конкурса некоторые команды пытались изобрести велосипед. Кроме того, большинство казахстанских стартап-проектов направлено на внутренний рынок, что делает невозможным применение проектов на глобальном уровне. Стартапы местных компаний своей масштабностью и бюджетом уступают проектам из России, не говоря уже о Европе, США и Азии.

В числе предлагаемых стартапов были представлены проекты как онлайн, так и офлайн-бизнеса. Победителями на мероприятии, несмотря на тенденции рынка стартапов в мире, где превалируют IT-проекты, в Астане стали в основном проекты офлайн. Так, наряду с опарышами для птицефабрик и гараж-палаткой для автомобилей в финал вышел лишь один проект онлайн – интернет-магазин по продаже натуральных продуктов питания.

Победитель стартап-уикенда получил 500 тыс. тенге, занявший второе место – 300 тыс. тенге, третье – 200 тыс. тенге. «Аstana Startup Weekend – мероприятие экономкласса. В частности, пусть даже в ущерб призовому фонду, основной упор мы сделали на зарубежных менторов. Наш расчет – один ментор на восемь участников. С тем чтобы, независимо от того, победил новатор или нет, каждый получил консультации, знания, навыки. Сделай мы приз не в 500 тыс. тенге, а в 3 млн, менторов было бы в 3 раза меньше. Но тогда бы ценность мероприятия была бы намного ниже», – поясняет Азамат Абдымомунов.

Как показывает мировая практика, реальный результат и реальную заинтересованность инвесторов можно будет увидеть только после проведения пяти-шести подобных мероприятий, считает Абдымомунов. «Сейчас для нас важно формирование сообщества в Казахстане, нового класса предпринимателей, способных вкладывать средства в идею и перспективный бизнес-план. В наших планах проведение уикендов в Алматы, Караганде, Павлодаре и Атырау», – добавляет он.

Возвращайтесь к нам через 4 дня, к публикации готовится материал «Открыт прием заявок на участие в ренкинге TOP KZ RETAIL E-COMMERCE 2022»

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
9504 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить