На правах рекламы

Как и почему «Казахтелеком» трансформируется в IT-компанию

9370

Спад спроса на традиционные виды услуг телеком-компаний стал отправной точкой их развития как IT-корпораций

ФОТО: архив пресс-службы

Диверсификация бизнес-направлений телекоммуникационных компаний последние 10 лет неразрывно связана с бурной интеграцией в смежные рынки. С тех пор, как спрос на фиксированную телефонную связь за счет повсеместного и масштабного распространения интернет-коммуникаций начал идти вниз, телеком-операторы перестали быть только операторами связи. Их бизнес начал концентрироваться вокруг всеобъемлющих возможностей глобальной сети, позволяющей выстраивать более совершенные и разноплановые коммуникации.

Казахстанский телеком-рынок не выбивается из этой общемировой тенденции: с каждым годом число пользователей фиксированной связи в стране стабильно снижается – если в 2012 году число абонентов этих услуг составляло 4,3 млн, то сегодня не превышает 2,5 млн. Соответственно, в структуре доходов АО «Казахтелеком» прибыль от голосовых услуг демонстрирует спад и составляет в среднем не более 20% от общей выручки, одновременно число абонентов мобильной связи в республике значительно увеличилось и сегодня насчитывает более 25,8 млн.

По словам управляющего директора по программе модернизации АО «Казахтелеком» Даурена Керейбаева, данный тренд подталкивает компании рынка связи к расширению своего портфеля за счет обеспечения интернетом наибольшего числа жителей стран и к активному использованию широкополосного доступа для развития IT-технологий.

Управляющий директор по программе модернизации АО «Казахтелеком» Даурен Керейбаев
Управляющий директор по программе модернизации АО «Казахтелеком» Даурен Керейбаев

«Сегодня мы наблюдаем активное преобразование телеком-компаний в технологичных гигантов, умело использующих информационные технологии в разных смежных отраслях, поскольку именно информационные технологии для телеком-компаний стали основным фактором увеличения прибыли», – констатирует Даурен Керейбаев.

Красота требует жертв, IT – инвестиций

Переход из традиционного портфеля в IT-индустрию стал обязательным для компаний отрасли во всем мире, поскольку инвестиции в IT обеспечивают дальнейший рост прибыли компаний и диверсификацию их бизнеса. В результате за последние 10 лет общий объем мировых инвестиций в цифровизацию увеличился в 20 раз и продолжает расти, причем телеком-операторы являются здесь лидерами в сравнении с другими отраслями. По оценке аналитического агентства Gartner, в 2020 году затраты на развитие IT в секторе телекоммуникаций составили 3,6% от общей выручки компаний, в то время как аналогичные инвестиции в других отраслях не превысили 2,8% от доходов.

По оценке РБК, к 2023 году глобальный рынок цифровой трансформации вырастет до $2,3 трлн, и телеком продолжит лидировать здесь по затратам. По мнению управляющего директора по программе модернизации АО «Казахтелеком», это обусловлено тем, что на рынке телекоммуникаций IT-технологии являются инструментами увеличения прибыли, автоматизации и повышения операционной эффективности, а также создают основу для развития новых продуктов. Цифровые решения позволяют операторам эффективнее взаимодействовать с клиентами, соответствовать непрерывно изменяющемуся клиентскому спросу и упрощают процессы их внутренней деятельности. 

Одновременно в цифровое пространство переходят процессы взаимодействия между людьми, компаниями и государственными органами, а также востребованные всеми услуги, в частности, образовательные и медицинские. И первое, что стремится обеспечить «Казахтелеком» для клиентов, это удобство получения его услуг.

«С помощью IT-решений сегодня мы минимизируем физические обращения в компанию за счет предоставления онлайн-сервисов на разных каналах коммуникаций. За 9 месяцев 2021 года в онлайн-каналы связи от физических лиц поступило на 24% больше заявок в сравнении с абонентскими отделами. Данный показатель с каждым месяцем стабильно растет в силу того, что онлайн-каналы постоянно совершенствуются как за счет развития внешнего функционала, так и благодаря совершенствованию внутренних процессов обработки заявок», – говорит Керейбаев.

Оцифровался сам – научи другого

Внедряемые сейчас «Казахтелекомом» IT-решения позволяют упрощать сбор документов, ускорять процессы подключения, производить идентификацию и регулирование правовых вопросов с минимальными временными затратами. Каждый новый функционал – это командный уникальный результат, разработанный с учетом потребностей клиентов именно этой компании. Некоторые IT-решения, разработанные и апробированные внутри «Казахтелекома», компания уже предлагает в качестве готового сервиса другим компаниям, повышая таким образом их эффективность. Причем эти продукты и сервисы берут на вооружение для улучшения своей деятельности не только крупные корпоративные клиенты «Казахтелекома», но и представители малого и среднего бизнеса республики.

При этом, по словам представителя телеком-оператора, наибольшие успехи цифровизации в стране пока наблюдаются в области потребления товаров и услуг физическими лицами.

«Это банковский сектор, HoReCa, почтовые услуги, телекоммуникации – все те услуги, которыми мы пользуемся ежедневно, стали доступны через разные онлайн-каналы. Одновременно в меньшей степени оказались оцифрованными внутренние бизнес-процессы, эффективность которых напрямую влияет на качество оказываемых услуг конечному потребителю. Поэтому важной задачей является дальнейшее усовершенствование и оптимизация деятельности компаний за счет внедрения цифровых технологий», – подчеркивает Керейбаев.

Для полноценного решения этой задачи «Казахтелеком» несколько лет назад развернул экосистему с большими возможностями для развития бизнеса на портале Ismet.kz. На сегодняшний день более 60 тысяч участников этой платформы, помимо осуществления электронного документооборота, могут развивать свой бизнес за счет расширения клиентской базы из числа клиентов портала, размещать таргетированную рекламу, продавать свою продукцию в режиме онлайн, находить на Ismet.kz новых партнеров, вести переговоры через систему онлайн-коммуникаций, а также использовать портал для проведения форумов и конференций в удаленном формате. Таким образом, создав высокотехнологичный сервис для пользователей услугами связи, «Казахтелеком» за счет цифровых инструментов значительно расширил сферы своего присутствия на рынке и стал генератором большого количества IT-решений для казахстанского бизнеса.

От общедоступного интернета – к интернету вещей и цифровому ТВ

Цифровые возможности «Казахтелекома» реализуются и в сфере передачи данных для дистанционного и эффективного управления разными системами. Речь о технологии IoT – интернете вещей, который применим во всех сферах экономики. В Казахстане IoT полноценно реализован при строительстве «Казахтелекомом» энергоэффективной сети LoRa или NBIoT.  Данное решение, помимо установки и подключения датчиков сбора информации со счетчиков коммунальных систем, требовало наладки всей системы управления данными и правильного выстраивания алгоритмов сбора и обработки информации. Наиболее ярким примером его использования являются те города (Акколь, Нур-Султан, Алматы, Туркестан, Караганда), где управление коммуникациями автоматизировано за счет цифровых систем.

Интернет вещей актуален и в промышленности, образовании, медицине, логистике – во всех сферах, где за короткий промежуток времени надо обработать большой массив данных и выдать оптимальное решение. По данным Deloitte, пару лет назад в мире уже насчитывалось порядка 12 миллиардов IoT-устройств, в ближайшие годы этот показатель должен возрасти более чем в 2,5 раза. А согласно данным компании Statista, мировая выручка от проектов Smart City («Умных городов») за счет снижения потерь энергии, своевременного принятия управленческих решений и экономии на осуществлении механических операций в 2021 году, составит порядка $129 млрд. И это без учета тех нематериальных эффектов, которые системы «умных городов» дают населению: к примеру, по данным казахстанского МВД, по итогам 2020 года за счет установки камер наблюдения количество преступлений только в Нур-Султане снизилось на 30%. 

Но лучше всего плюсы преобразования телеком-оператора в IT-компанию видны на примере продуктов, использующихся населением ежедневно. К ним относится телевизионный контент, потребление которого осуществляется через цифровые решения. И введенная в этом году в эксплуатацию платформа TV+ от «Казахтелекома» быстро обрела популярность, поскольку за счет ряда новых решений дала зрителю свободу в формировании им собственной телевизионной сетки.

Даурен Керейбаев отмечает, что за последние несколько лет отношение к потреблению видеоконтента сильно поменялось: зритель теперь сам выбирает, что ему интересно, и сам «назначает» для себя время просмотра. При этом к 2022 году видеотрафик вырастет в четыре раза и на него будет приходиться 82% всего IP-трафика по сравнению с 75% сегодня.

Таким образом, компании, предоставившие зрителю возможность создавать собственную «сетку вещания», получат наибольший кусок доходов от IP-трафика. «Казахтелеком» вовремя подхватил этот тренд развития рынка, создав собственную телеплатформу, которая позволяет просматривать телепередачи, фильмы, сериалы и национальный контент в одном приложении на экранах нескольких устройств – как мобильных гаджетов, так и Smart-TV.  С марта по декабрь 2021 года на этот продукт подписалось уже более 200 тысяч абонентов по всему Казахстану.

«Все указанные тренды, которые прослеживаются в нашей деятельности, говорят о том, что «Казахтелеком» становится полноценной IT-компанией, – говорит управляющий директор по программе модернизации АО «Казахтелеком. – При этом следует отметить, что роль телекоммуникационных компаний в цифровизации экономики очень значительна, а потому становление крупнейшего телеком-оператора в качестве IT-компании и выход его на лидерские позиции в данном сегменте  – важный шаг вперед в процессе повышения конкурентоспособности и эффективности всей казахстанской экономики», – заключает Даурен Керейбаев.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Как сеть клиник «Diaverum Казахстан» за восемь лет выросла в шесть раз »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Раимбек Баталов: санкции, переезд российского бизнеса, помощь предпринимателям

Смотреть на Youtube

Смертность от инсульта снижает казахстанский стартап

Смотреть на Youtube

Как ведет свой бизнес Баян Алагузова?

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить