Алмагуль Менлибаева: Быть одному и в то же время со всеми – полезно

3147

На выставке в музее LACMA, Лос-Анджелес. одежда WENERA, принт нa одежде от Алмагуль Менлибаевой
На выставке в музее LACMA, Лос-Анджелес. одежда WENERA, принт нa одежде от Алмагуль Менлибаевой
ФОТО: © Helene Vanderschelden

Алмагуль Менлибаева широко известна в арт-комьюнити Казахстана и далеко за его пределами: называя себя современной кочевницей, художница много времени проводит в перемещениях между Алматы и Берлином.

«Последнее время я использую для создания своих работ искусственный интеллект – например, в Алматы на организованной Гете-Институтом выставке «Туман войны» можно увидеть 30 «нарисованных» им изображений под общим названием AI Realism. Qantar 2022. Я начала изучать новые digital-возможности в период самоизоляции, но прежде у меня не было настолько конкретной темы. Но в январе 2022 года я была в Берлине, мне было страшно – и непонятно, что происходит на родине. Поэтому я инстинктивно желала это отрефлексировать. Событий происходило столько, что реагировать нужно было быстро, а искусственный интеллект именно это и позволяет», – говорит Алмагуль.

В работе с новой технологией у художника ожидаемо возникают вопросы. Как контролировать искусственный интеллект? Не ограничит ли он свободу человека, если будет действовать в авторитарных системах? Где художник находится в его структуре?

«Думаю, с искусственным интеллектом концепции изображения как такового приходит конец. Удивительно – задумав его в качестве инструмента для выполнения тяжелой, опасной работы, мы в первую очередь переживаем стремительное вторжение технологий в творческие профессии. Если эта сеть станет масштабной и бесконтрольной, то, попав в одни руки, послужит опасным инструментом в информационной войне. В моей работе про Январские события четко видно, что происходит в подобной ситуации, как реагирует на пропаганду человек – который, получается, больше не король мира. Важно разработать этику использования искусственного интеллекта, изучить его возможности и отразить их в культуре», – уверена Менлибаева.

Проект-конструктор AI Realism. Qantar 2022 оказался универсальным – с сентября 2022 года работа побывала в Баку, выставлялась в Риге, а после объяснимо большого интереса к нему алматинцев окажется на берлинском Oberhausen International Short Film Festival и норвежской Oslo Architecture Triennale. Его хотят увидеть все.

«Тот январь приковал к Казахстану, важной для региона стране с авторитарным режимом, внимание целого мира – как позже война в Украине. И если до этого мы могли позволить себе копошиться на условной периферии, то сейчас это невозможно. Однако колониализм остается у нас внутри, и то, как мы говорим о себе, своих правах – лакмусовая бумажка, отложенная домашняя работа для каждого из нас. Я верю в микропроекты, когда человек, не являясь экономистом или политиком, хорошо понимает, что происходит с его точки зрения, и громко говорит об этом», – замечает собеседница Forbes Woman Kazakhstan.

При этом художница уверена, что климат в области локального совриска постепенно улучшается. В этой области работают разные институции – зарубежные грантовые, чья работа в целом понятна, или инициированные собственными силами, которые вызывают больший интерес. Как и причины, по которым их открывают.

«Эти причины – потребность менять мир вокруг себя, создавая культурные ценности – дают институциям оборот, силу, смысл, возможность работать с патронами. Сейчас в Казахстане параллельно с Центром современной культуры «Целинный» действуют частные галереи, которые позже также станут институциями или некоммерческими структурами. Мне, как современному художнику, интересна позиция «Целинного». Работа AI Realism. Qantar 2022 также спонсировалась им, как и серия работ других художников на эту тему, которые мы вскоре увидим на специальной выставке», – добавляет Алмагуль Менлибаева.

Однако художница уверена, что иметь только одну выставочную площадку, один источник дохода от какой-либо галереи творцу вредно – так теряется независимость, зато появляется давление.

«Меня многие не принимают – я создавала себя как художника отдельно от происходящих в Казахстане процессов. Когда СССР рухнул, появилась потребность в собственной мифологии. Я была свидетелем того, как она рождалась, и параллельно работала над некоммерческими проектами, чтобы показать альтернативу общественной позиции с точки зрения женщины. Это полезно – быть одному и в то же время со всеми. Как показал советский период, художник может существовать и без институций вообще. Но после падения СССР у нас появилась возможность ездить, выставляться, контактировать с другими художниками, смотреть экспозиции, получать онлайн-фидбэк от ценителей и критиков. Видеть, как разные люди выражают себя в разных формах – важнейшая часть жизни художника», – говорит Менлибаева.

ФОТО: © Алмагуль Менлибаева

При этом, по мнению художницы, понятие социального заказа все еще живо – но оно трансформировалось из воплощения в жизнь кристаллизованной государственной идеологии в искренний отклик на потребность общества, еще большее погружение в окружающую жизнь, чем 30 лет назад.

«Соцзаказ должен идти изнутри и стать результатом выбора художника как индивидуалиста. Со своей позиции я вижу, что в культурном плане сейчас велик спрос на переосмысление, произведение ценностей и смыслов. Любой фильм, книга или выставка создают ценности о настоящем, даже если они говорят о прошлом. При этом сложно отрицать, что наша жизнь превратилась в рынок, а этот рынок превратил все в большой эксперимент. Вакцина – эксперимент, новый телефон – эксперимент. Законы рынка заставляют нас постоянно поставлять что-то новое, куда-то бежать без остановки, если же все остановятся и станут философами – рынок рухнет», – отмечает Алмагуль.

Если с точки зрения творца искусство – это коммуникация, то коллаборация, даже с лидером fashion-рынка, – это важный для общества полилог. Так, сотрудничество с Louis Vuitton позволило Алмагуль подчеркнуть тесную связь моды и совриска – в 2012 году в бутике бренда появился лайтбокс с фото-артом художницы «Глобальные врата 1». Художницу платки с принтом, созданным в соавторстве с искусственным интеллектом для казахстанского бренда We Nera, увлекают в той же мере, как и чемоданы в монограммах класса люкс.

«В Louis Vuitton всерьез заинтересовались кочевым прошлым казахстанцев, желая привнести в дизайн торгового зала локальную эстетику. Работа «Глобальные врата 1» была вдохновлена моей поездкой-исследованием Южного Казахстана и выражает идею современного кочевничества. Образ номада с багажом также помогали раскрыть традиционный казахский сундук – реплика «под старину» ювелира Сержана Баширова – и элементы кочевой юрты, включенные в интерьер. Сразу вспоминается, как в пандемию мир понял, насколько кочевым он был и каким оседлым оказался под влиянием внешних обстоятельств. Что касается проекта моей подруги Жанар Мирзажановой – мы всегда хотели коллаборироваться, и благодаря ей я смогла высказаться на темы, которые меня всегда интересовали, например сохранение популяции снежного барса. Как человек с дипломом дизайнера по тканям, я смотрю на полотно как на определенную концепцию. Мне важно делать не просто красивые, но и умные вещи, отражающие насущные проблемы. В моих работах часто поднимается тема экологии – как на принтах для платков «Лунные снежные барсы» или «Горная вода». Еще раньше я говорила об этой проблеме в проектах, переосмысляющих катастрофу Аральского моря, в проекте «Трансокеанские сны» или травматический опыт ядерных испытаний в проекте «Курчатов 22», – рассказывает художница.

Месседжи, которые Алмагуль Менлибаева продолжит транслировать из Берлина, Аральска, Курчатова, Алматы по всему миру, остаются ясными и четкими. Это противостояние тоталитаризму, женский взгляд на глобализацию мира, экологические проблемы, коммуникация – или ее невозможность – между властью и народом, оставленный советской эпохой след и новая идентичность Казахстана. Художник не исключает, что продолжит использовать искусственный интеллект для будущих фото- и видеоработ.

«Восемь видеоинсталляций, объединенных проектом «Токамак», показывают прямо сейчас на VII Триеннале Гуанчжоу в китайском Музее искусства Гуандун. Токамак – это устройство для протекания управляемого термоядерного синтеза, я сделала эту работу в 2016 году, и она не теряет актуальности с моей сольной выставки Transformation в Гран-Пале. Меня волнуют изменения, которые произошли в обществе за последнее время, они вопрошают: кто такая женщина сегодня? как она должна действовать? Этому посвящена выставка Women Defining Women in Contemporary Art of the Middle East and Beyond, которая недавно стартовала в американском музее LACMA. На этой выставке представлены 75 работ художниц, которые родились или живут в исламских странах. Часто воспринимаемые как безмолвные и невидимые, мы таковыми не являемся – и нам важно понять, как мы воспринимаем друг друга и себя самих. Но самой важной темой остается война между Россией и Украиной. Я собираю информацию на эту тему и уже обдумываю проект. Это трагедия таких масштабов, что ее невозможно описать, и она очень трогает меня. Просто сказать «я не с ними» и «я против» – сегодня недостаточно», – заключает Алмагуль Менлибаева.

Возвращайтесь к нам через 3 недели, к публикации готовится материал «Mr. Serik Tolbasy Transfers Assets to REIT TSPG»

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Зачем Bereke Bank сменил имидж

Смотреть на Youtube

Жумабек Жаныкулов: деловые связи, месторождения, заводы

Смотреть на Youtube

Что будет с банком Bereke?

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить