Курс на восток

1068

Проблематика арт-институций в Казахстане

ФОТО: © Анвар Ракишев

В Казахстане медленно, но верно развивается арт-рынок. Не ограничиваясь частными организациями или фондами, предоставляющими гранты, его структура расширяется и углубляется. В каждом крупном городе страны появляются институции, чья задача – создавать ценности в сфере современного искусства, образовывать комьюнити художников, а также воспитывать зрителя (и потенциального покупателя), который последнее время демонстрирует к совриску явный интерес.

Но подобные культурные инициативы появились в наших палестинах совсем недавно. Например, в 2014 году, если вы лично не знали конкретного казахстанского художника, то увидеть его работы было, в принципе, негде: за актуальным искусством приходилось стучаться прямо в мастерские. Работ этих людей не было в музеях – учитывая, что они регулярно блистали на выставках в Гонконге, Милане, Брюсселе, Лондоне. Где эти художники, к слову, между собой и встречались для обмена мнениями.

Меруерт Калиева, основательница Aspan Gallery, рассказывает, что после окончания University College London и работы в аукционном доме Christie’s ясно понимала: зарабатывать коммерческой галерее на таком «голом» рынке будет, мягко говоря, сложно. Против работало отсутствие среды, высокая стоимость продвижения ныне живущих художников, требующего больших инвестиций в изготовление работ и публикации. Но этим художникам требовалась помощь.

ФОТО: © Саида Сулейменова

«Необходимость в коммерческой галерее была – не имея дохода от продажи своих работ, многие художники трудились в смежных сферах. Участники престижных международных выставок, чьи работы были в коллекциях музеев по всему миру, работали коммерческими фотографами, художниками театров, выполняли частные заказы или преподавали. Я подумала, что самое важное – для начала обес­печить им доход посредством продаж, дав возможность заниматься своим творчеством, не отвлекаясь», – говорит комиссар павильона Казахстана на Венецианской биеннале Калиева.

У Центра современного искусства «Целинный», по словам его художественного директора, выпускницы Courtauld и Goldsmiths Алимы Кайрат, задачи сегодня похожие – здесь стремятся создать академическое сообщество, взращивая и поддерживая поколение молодых профессионалов, способных рассказать о казахстанской современной культуре миру. Основной целью является создание платформы для открытых размышлений и критических дискуссий с региональными теоретиками, учеными и художниками, чтобы уменьшить разрыв между институциональной работой и индустрией андеграундного искусства. Специалисты центра уже видят множество проектов и инициатив, взаимодействующих либо инспирированных друг другом – все вместе это образует импульс для развития культурной и художественной сцены Казахстана.

«Мы отличаемся от коммерческих галерей тем, что ведем и финансируем без привлечения внешних партнеров свой пул обязательных проектов – это издательская онлайн- и офлайн-деятельность (проекты «Документация», «Академик в резиденции», программа для художников Ümit). В то же время многие организации вынуждены вести борьбу за гранты, что в определенном смысле тормозит развитие – на фандрайзинг нужны время и силы. Когда к нам приходят партнеры, как, например, VISA в этом году, мы можем создавать новые проекты – так родилась «Re-practice: Лаборатория воображения», школа, где молодые художники смогут развить свои профессиональные навыки в новых медиа. Благодаря поддержке наших патронов стали возможны фестиваль «Казахская новая волна», онлайн-антология Horizon, биеннале звукового искусства и новой музыки Korkut. Получается, что институцией можно назвать организацию, которая имеет возможность вкладывать свои средства в развитие проектов и вести непрерывную работу», – добавляет Алима.

ФОТО: © Жанарбек Аманкулов

Молодые художники и необходимость их представления на мировой арене – еще одна непростая задача институций. Меруерт Калиева отмечает, что в Казахстане ярко проявило себя поколение взрослых художников – например, «звездные кочевники» Алмагуль Менлибаева, Саид Атабеков, Ербосын Мельдибеков, Елена и Виктор Воробьевы, но молодое поколение еще лет семь-восемь назад представлено не было. Эта ситуация поменялась во многом благодаря проекту Школы художественного жеста, инициированному Евразийским культурным альянсом, – она повлияла на появление целого поколения новых художников младше 30 лет.

В «Целинном» же создают регио­нальную институцию своим путем, используя лучшие и известные практики арт-менеджмента. В задачи центра не входит организация международных выставок-блокбастеров или навязывание чуждых проблематик – коллегам Алимы Кайрат интереснее развить локальную художественную сцену, решать собственные проблемы и расширять местные интеллектуальные сообщества. В таком контексте развития они видят единственный способ «сравняться» с международным арт-комьюнити. Сегодня функционал институций сводится к исследованию общества.

Финансирование арт-инициатив было, остается и в ближайшее время, скорее всего, будет краеугольным камнем институций в Казахстане – как и камнем преткновения. Мало кому известно, что часто участники Венецианской биеннале, несмотря на ее престиж и значимость, вынуждены искать деньги на изготовление и даже доставку своих работ самостоятельно. Например, когда в 2023 году художница Саодат Исмаилова создавала новую видеоинсталляцию для Венецианской биеннале, без поддержки все того же «Целинного» ее проекта не существовало бы.

ФОТО: © Анвар Ракишев

Да и сметы частных галерей сложно назвать доступными. Так, Aspan Gallery проводит четыре выставки в год, каж­дая стоимостью $10–20 тыс. Участие в международных ярмарках обходится в $30–40 тыс., и до пандемии Калиева могла позволить себе участие в двух-трех за год – сейчас же ограничивается одной. От всех продаж художники получают 50%, другую половину забирает галерея, которая оплачивает абсолютно все: аренду помещения и оборудования, труд привлеченных специалистов, изготовление работ, выпуск сопутствующих материалов. Меруерт с коллегами снимает с художников необходимость лично заниматься продвижением, логистикой, продажами, предоставляя им полную административную поддержку.

«У нашего общества переходный период – люди осознают, в чем ценность галереи, понимая, что мы не только предоставляем стены. Зачем поддерживать искусство? Галереи не важнее больниц и школ, но для здорового общества невозможно оставить культуру в стороне. Ее за один день не сделаешь, это часть образования. Необходимо получать какие-то ориентиры, предметы для рефлексии. Так работает кинематограф, музыка, литература, совриск – каналы разные, но цель одна: помочь осознать, что происходит в этом мире, и найти свое место в нем. Основа искусства – это коммуникация и взаимодействие, мы не можем просто поставить его на паузу», – замечает Меруерт Калиева.

При этом обе специалистки согласны с тем, что пришло время диалога государственных структур и частных институций. Хотя бы для того, чтобы все инициативы могли получать налоговые и таможенные преференции, субсидии, длительные инвестиции – несмотря на то, что искусство, если это не кино и не музыка, никогда не было в сфере государственных интересов Казахстана. Для примера – налог на ввоз произведения искусства в Казахстан составляет 12%, в Великобритании – 5%, во Франции – 5,5%. Останавливает развитие нашего культурного сектора и отсутствие законодательной базы: например, во многих зарубежных странах спонсорство культурных мероприятий и институций дает налоговые льготы, у нас же никаких привилегий для меценатов нет. Причем сами меценаты – есть.

ФОТО: © Тимур Епов

Культура меценатства и пожертвования в культурные проекты – достаточно долгий процесс, но обе экспертки верят в его перспективность. «Целинный» работает также с коммерческими брендами, специально для этого открыв агентство Sana Cultural Services, работающее с Louis Vuitton, abr, VISA, Philip Morris Kazakhstan с брендом IQOS, Евразийским банком. Подобная структура позволяет быть открытыми, реализовывать собственные идеи, создавать новые проекты совместно с разными аудиториями и стейкхолдерами.

Проблем, как и интересов, у казахстанских арт-институций масса. Это и желание дать пространство инклюзии, создать безбарьерное пространство, работать с разными сообществами, освещать идеи доступности. К счастью, все игроки этого рынка – и Esentai Gallery, и «Дом 36» в Алматы, и TSE Art Destination в Астане, и Yemaa в Атырау, и несколько арт-эдвайзеров по всей стране – друг другу не столько конкуренты, сколько коллеги, сотрудничающие в рамках взаимовыгодных отношений.

«Разные цели и методы работы Aspan Gallery и «Целинного» делают нас скорее вспомогательной организацией для них. Центр не занимается коммерческими продажами, но сотрудничает со многими художниками, с которыми работаем и мы. Например, в 2023 году целую коллекцию произведений Асхата Ахмедьярова благодаря «Целинному» приобрел музей M HKA в Антверпене. Это выгодно всем – и нам, и художнику, который попал в такую престижную коллекцию, и «Целинному», и музею», – заключает Меруерт Калиева.

Возвращайтесь к нам через 3 недели, к публикации готовится материал «Mr. Serik Tolbasy Transfers Assets to REIT TSPG»

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Антон Долин: отъезд из России, коллеги по «Вечернему Урганту», русское кино во время войны

Смотреть на Youtube

Олжас Сатиев: как воюют украинские и российские хакеры и как от санкций пострадает Казахстан?

Смотреть на Youtube

Ермек Турсунов: Мне не нравится жить в этой стране

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить