«Как только вы становитесь лидером, главными факторами в вашей работе становятся другие люди. И ваша задача ходить вокруг них со стаканом воды в одной руке и пакетом удобрений в другой. Относитесь к вашей команде, как к семенам, из которых должен вырасти цветущий сад. Суть вашей работы в том, чтобы управлять развитием этих людей».
Джек Уэлч, легендарный CEO General Electric с 1981 по 2001 год
«Командообразование» - что это такое? Можно сказать так: командой в любой компании называют группу людей, объединенную едиными целями и задачами, которые соответствуют целям и задачам самой компании. Команда создается под непосредственного лидера, который руководит ее работой, обучает и создает новые связи между членами команды. Вот она, суть команды - ее лидер. Есть лидер, профессионал и учитель в одном лице, - значит, есть полноценная команда. Также очень важен стиль управления у лидера. Как управляешь - то и получишь!
Как же создать сильную команду? Над созданием структуры и духа качественной команды бьются лучшие умы в сфере менеджмента.
Методов много. Кто-то создает команду из собственных работников, кто-то скупает «звезд» своего рынка. Во всех случаях основным и определяющим эффективность такого коллектива будет следующее: каждый работник играет свою роль, но при этом выполняет все установки руководителя-режиссера.
Кто-то из умных людей сказал: «Трудно с тремя, но когда научишься организовать троих - потом их число уже не имеет значения».
Простые правила создания и развития успешной и эффективной командной работы таковы:
Во-первых, создается система коммуникаций и единый язык, позволяющий понимать происходящее. Для этого нужно строить открытые и честные отношения, используя прямой обмен правдивой информацией, что приводит к созданию доверия в команде. Это также способствует созданию и развитию эмоциональных связей. Нужно действовать честно. Быть дружелюбным и уверенным, что вы поступаете должным образом. Это создает доверие, а его рост дает надежду на успешную работу команды. Обмен информацией важен для понимания других людей и позитивного настроя всей команды на успех.
Во-вторых, необходимо приветствовать обучение сотрудников. Важно, чтобы они росли как в личном, так и профессиональном плане. Если нет ощущения роста, то нет движения вперед - и командная работа в опасности. Это как вода: если не течет - начинает зацветать и покрываться ряской. Ясно, что потенциал любого сотрудника не раскрыт до конца. Так помогите ему раскрыться! Нужно понимать, что обучение способствует созданию нового и настраивает людей на поиск инноваций.
В- третьих, создавать позитивный настрой команды (team spirit). Это дружественная и теплая атмосфера - почти как в семье. А это значит, что команде присущи и семейные ценности - готовность помогать друг другу, многое делать друг для друга. Работать и отдыхать вместе, что сделать достаточно трудно. Но это-то и отличает такие отношения от типичных для наших компаний.
В - четвертых, генерировать увлеченность и упорство в достижении целей - как команды, так и каждого ее игрока. Увлеченность каждого умножается на увлеченность других и создает синергический эффект для достижения хорошего результата.
Это четыре основные «кита», на которых стоит успех работы в любой команде. Есть еще разные схемы и направления создания эффективных команд, но без того, о чем сказано выше, хорошей команды не построишь. Все это создает лояльность членов команды.
О лояльности поговорим отдельно. Это не врожденное качество. Обычно лояльных людей в социуме - не более 10%. Это говорит только о том, что лояльность нужно создавать. Её появление требует от руководителя команды виртуозного владения всеми методами управления.
Что такое лояльность? Есть разные определения, но более всего раскрывает ее суть такое определение: «Лояльность - это готовность добровольно, без принуждения, соблюдать как документированные регламенты, так и негласные принципы командной и корпоративной культуры. Кроме того, в отличие от исполнительности, лояльность предполагает добровольное выполнение не порученных, но - полезных для дела работ, которые попадают в пределы компетенций и полномочий игрока команды».
Нет лояльности - нет команды!
Что же НЕ нужно делать, чтобы не «испортить» свою команду? Нельзя создавать:
Гнетущую атмосферу в коллективе, которая приводит к равнодушию членов команды к работе и результату. Это как грипп - все заражаются напряжением, злостью и другими «негативными бактериями». Команда болеет!
Ложные коммуникации. Когда люди не слушают друг друга. Все разумное отвергается. Каждый сам по себе. Разговор перескакивает с темы на тему - и все говорят только о своем. Цели командной работы под угрозой. Кстати, коммуникации создает руководитель команды, и от него зависит, какие взаимоотношения между людьми будут складываться в ходе работы.
Механизм для подавления инициативы людей. Мысли и чувства подавляются, вместо того чтобы их публично выражать. Существует заблуждение, будто свои чувства неприлично выставлять на всеобщее обозрение. Отсюда следствие: команда склонна умалчивать о своей деятельности, в том числе об ошибках. Взаимное доверие между людьми пропадает.
Если эти три негатива будут доминировать в коллективе – о командном успехе можно навсегда забыть.