Цифровая польза

Автор: Дмитрий Жеребятьев
региональный представитель Finastra в Казахстане

Эффективная инфраструктура для «Цифрового Казахстана» при правильной архитектуре принесет пользу с точки зрения прозрачности, экономии ресурсов и исключит ненужное посредничество и коррупцию

В ходе обсуждения проекта «Цифровой Казахстан» шли прения о том, какой экономический эффект может получить государство при его реализации. Часто приходится слышать, что правительство ожидает прямых и быстрых доходов.

Между тем есть несколько аспектов, на которые следует обратить внимание. Главное – это то, что «Цифровой Казахстан» относится к инфраструктурным проектам, но в отличие от многих других направлений (энергетика, транспорт и т. д.) здесь нет проблемы изношенности основных «цифровых мощностей». Уникальность цифровой индустрии состоит в том, что ее инфраструктура создается «с нуля». С одной стороны, это дает большие возможности, с другой – необходимо все сделать так, чтобы потом не переделывать.

В основе цифровой инфраструктуры лежат данные, их обновляемость, достоверность, безопасность, доступ к ним. На примере финансового сектора, который ушел чуть дальше остальных, можно понять масштабность и сложность проекта. Взять, к примеру, страховой рынок. Здесь есть вопросы по качеству информации в Единой страховой базе данных (ЕСБД) и их использованию. Проблема верификации этих данных стоит остро, о чем свидетельствует и российский опыт. Так, недавно в России вскрыли схему, когда агенты заходили в базу, выписывали полис на низший класс страхования, а продавали его по более высокой цене. Разница шла в карман нечистым на руку агентам.

При обсуждении введения электронного полиса поступают предложения возложить контроль штрафов на дорожную полицию. Зачем? Ведь можно использовать многочисленные камеры слежения: выехал человек без полиса – автоматически получает штраф. В этом случае полностью исключается человеческий фактор, а штрафы можно частично пустить на развитие ЕСБД.

Схожие проблемы есть и в банковском секторе – огромное количество систем генерируют данные, которые между собой «не дружат». Как следствие, эти данные не могут быть полноценно использованы как в принятии оперативных решений самими банками, так и в мониторинге со стороны Национального банка.

Важнейшая часть цифровой инфраструктуры – идентификация. При этом некоторые организации начинают создавать собственные системы, которые в дальнейшем, возможно, также нельзя будет присоединить к единому идентификатору. Придется делать двойную работу. На ум приходят не очень удачные примеры, когда инфраструктурные базы создаются отдельными коммерческими организациями, которые зачастую вовсе не заинтересованы в интеграции своих данных с другими системами. (Правда, есть и примеры со знаком плюс.) Горячие споры идут по поводу верификации: казалось бы, простой и легкий способ идентификации по СМС может быть далеко не безопасным и заведет развитие цифровизации в тупик.

Очень важны требования к достоверности и точности данных, ведь мы не знаем, когда и какие из них могут понадобиться отрасли. К примеру, страховщики страдают от отсутствия сведений для расчетов убыточности по медицине и автострахованию.

Запад, понятно, ушел уже далеко. Сейчас обсуждаются варианты, что банки будут предоставлять свою инфраструктуру для сторонних небанковских сервисов. Мы же к этому пока не готовы ни идеологически, ни инфраструктурно.

Так что эффективная инфраструктура для проекта «Цифровой Казахстан» при правильной архитектуре принесет огромную пользу государству с точки зрения прозрачности, экономии ресурсов и станет платформой для исключения ненужного посредничества и коррупционных проявлений во многих отраслях.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
17314 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Forbes Video

Как заработать на козах

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить