Карантин в связи с коронавирусом в буквальном смысле посадил все семьи в мире, в том числе Казахстана, в домашнюю изоляцию. Внезапно миллионы семей оказались в ситуации, когда обычное обучение в школах прекратилось, а на замену пришло дистанционное. Как скоро закончится пандемия, и когда мы сможем вернуться в привычное русло, неизвестно. Но, однозначно, образование уже не будет таким, каким было раньше. Вот несколько наблюдений о том, что в нашей системе пошло не так, как реагируют на карантин другие системы образования в мире и что мы можем сделать для улучшения ситуации.
6 апреля 2020 многие родители пришли в шок от объема информации, которая полилась с различных сторон – 15 групп в мессенджерах, череда 10-минутных уроков по ТВ, 10 домашних заданий и т.д. - и это только у одного ребенка. Можно только представить, какой объем информации поступил тем, у кого больше одного школьника.
Другая проблема, с которой столкнулись учителя и родители, проживающие в сельской местности – это ограниченный доступ к широкополосному интернету (или его отсутствие). Несмотря на то, что у многих есть мобильный интернет и хоть какой-то компьютер, данного доступа недостаточно, чтобы обеспечить качественный просмотр видео-уроков и присутствие на онлайн-занятиях. А в сельской местности у нас обучается 48% детей от общего контингента.
Слабая подготовленность всех нас. Несмотря на то, что весенние каникулы были продлены и было время для подготовки, трех недель все равно было недостаточно, чтобы решать кратко- и долгосрочные проблемы, которые накопились за годы независимости: чрезмерная бюрократия, неотработанные механизмы работы и коммуникации между центральными и местными представителями власти, отсутствие системы обратной связи с регионов не позволили достаточно подготовить всех участников процесса к изменениям.
Выводы
1. Не использовать шаблонные решения повсеместно. Необходимо расширять спектр образовательных решений под «клиента», адаптировать решения под те условия и нужды, которые есть у отдельного класса, школы, района, а также возраст ребенка. Например, чем выше возраст, тем меньше контроля и каждодневной проверки нужно. Или, чем ниже, тем меньше требований по подключению на каждый урок или объем домашних заданий нужно предъявлять. Важно принимать во внимание, какими ресурсами обладают родители (есть ли индивидуальный компьютер или интернет дома) и учителя (например, обладают ли они ИКТ-навыками и на каком уровне).
2. Не пытаться вместить весь объем образовательной программы, который был запланирован для обычного режима обучения в новый дистанционный формат. Нужно снизить ожидания и требования, предъявляемые к директорам, учителям, родителям и школьникам. Пока многие семьи пытаются разобраться с тем, как функционировать в новых условиях, как самим работать из дома, когда социальный настрой и «погода» в доме и так может быть накалена, школьникам и их родителям не нужен лишний стресс.
3. Предоставить социально-эмоциональную поддержку вместо гонки за государственным стандартом всем участникам образовательного процесса, в том числе управленцам, принимающим политики-управленческие решения. Зачем, например, требовать 100% проведение таких предметов, как физкультура, художественный труд или обязательный просмотр телеуроков, если они доступны в любое время на you-tube каналах? Многие, наверно, видели видео плачущей учительницы сельской местности, которая «ищет» wifi на улице? Возможно, именно сейчас всем нам, как никогда, нужна психологическая поддержка. Как пример, Министерство образования Новой Зеландии выпустило Руководство для семей по социально-эмоциональному состоянию детей, в котором описаны инструкции, как снизить у ребенка стресс во время пандемии.
4. «Учиться, учиться и еще раз учиться» – хотя бы от соседей, которые эффективно решают данные вопросы – Россия, Турция, Восточная Европа. Вот, например, инструкции министерства образования и науки Латвии: «ВАЖНО ПОНИМАТЬ, что учителю и ученику не нужно постоянно общаться через интернет, главное, чтобы ученик мог задать свои вопросы, выяснить детали задания и не проводить все свое время обучения только за электронным устройством! ВАЖНО ПОНИМАТЬ, что новые материалы и необходимость вникать в них только усложнят процесс обучения для учеников.» Таким образом, не очень понятно, зачем нужно было записывать новые телеуроки, тратя время и средства, когда было ясно, что это сделать качественно в короткие сроки не получится, тем более уже существует миллион отличных ресурсов, которыми пользуется весь мир? Сайт Российской электронной школы предоставляет ресурсы не только учителю, но ученику и родителю отдельно, а также очень понятен пользователю любого уровня. А министр образования Турции, обращаясь к родителям, сказал: «Дайте возможность детям поскучать. Тогда у ребенка обязательно появится любознательность и жажда узнать что-то новое». Навряд ли можно представить скучающим нашего сегодняшнего школьника.
5. Тестировать различные решения и проводить исследовательскую оценку, что работает. Во всех странах ОЭСР любые политико-управленческие решения принимаются на основе доказательной базы, а не на чьем-то мнении. Для того, чтобы понять, какие решения на национальном уровне эффективны, а какие нет, и куда вкладывать средства, необходимо внедрять экспериментальные методы исследований в государственных органах, такие как оценка воздействия, которая активно используются по всему миру особенно в сфере образования и социальной защиты.
6. Трансформировать бюрократическую систему в более гибкую. Однозначно, те страны, которые в обычном режиме работают по принципу подотчетности и транспарентности процессов в принятии политико-управленческих решений, смогли быстро и эффективно отреагировать, и соответственно выстроить систему образования в период корона-кризиса. Для того, чтобы быстро реагировать на постоянные изменения и обратную связь от заинтересованных сторон, приходящих с регионов, наша система должна стать менее бюрократической и завязанной под решения из «центра». Тут нужно выстроить полноценную систему, а не пытаться реагировать на отдельные случаи в ручном режиме.
7. Когда «пожар» будет потушен, нужно садиться и начинать писать Contingency План – конкретный план действий, что государственные органы должны сделать, чтобы привести наше образование на должный уровень. Например, ускорить проведение интернета в сельскую местность, провести качественное обучение учителей по ИКТ-навыкам, создать механизмы быстрого реагирования и обратной связи, через которые родители, ученики и учителя могли давать рекомендации по улучшению системы, как дистанционного, так и очного обучения.
Мир после COVID-19 уже не будет таким же, как до него. Также, как и наше представление о том, что можем мы, как родители, и вся система. Несмотря на все трудности и сложность ситуации, есть хороший повод сделать много выводов о том, что можно изменить к лучшему в нашей системе образования. Возможно, если бы не вирус, мы бы остались в комфортной зоне и продолжали делать привычные для нас вещи. Вирус – это своеобразный wake up call, который показал недостатки нашей системы, которые нужно решать в экстренном порядке.
Пример: памятка родителям Казахстана и Латвии
Казахстан (c портала Kundelik)
Латвия
Полезные ссылки
https://inee.org/collections/coronavirus-covid-19
https://en.unesco.org/covid19/educationresponse/nationalresponses
https://www.rand.org/blog/2020/04/schools-pivot-online-in-wake-of-covid-19-qampa-with.html
Опыт стран ОЭСР по внедрению дистанционного обучения
Япония
https://www.learning-innovation.go.jp/covid_19/
https://www.mext.go.jp/a_menu/ikusei/gakusyushien/index_00001.htm
Корея
http://www.ebs.co.kr/main%25252523this
https://www.keris.or.kr/eng/main.do
Латвия – руководство для школ
https://izm.gov.lv/images/MaciesMajas/Rokasgrmata-skolm-RU.pdf
Новая Зеландия – инструкции семьям по психологической поддержке во время пандемии