Дистанционное и традиционное обучение: что лучше?

Автор: Алия Бижанова
докторант Michigan State University, консультант ОЭСР

Коронавирус может отбросить казахстанское образование на многие годы назад

В период пандемии 2020 года почти все страны перевели среднеобразовательные школы и высшие учебные заведения на дистанционное обучение. Более прогрессивные и технологически развитые образовательные системы, которые до пандемии предоставляли качественное обучение, ставили во главу угла ученика и его индивидуальные интересы, смогли подготовиться к такому режиму эффективнее. Весна для многих систем образования выдалась жаркой, и многочисленные решения принимались в режиме чрезвычайного положения. Наступило лето. Пока школьники и студенты отдыхают, у государственных органов и организаций образования есть время подготовиться к новому учебному году. Давайте посмотрим, какие модели передачи знаний выбрали развитые системы образования и почему.

Образование и передача знаний в формальной системе предоставлены в трех форматах: традиционный, дистанционный и смешанный. Все форматы имеют разные названия. Например, традиционный называется очным, смешанный - гибридным, в то время как дистанционный - е-learning или онлайн.

ФОТО: Depositphotos.com/dtiberio

Традиционная «универсальная» модель обучения в том формате, в котором мы его знаем сейчас, возникла в XVIII веке в Европе и до пандемии была представлена в большинстве школ мира. При таком формате учитель лично взаимодействует с учениками, практически не использует цифровые возможности и передает информацию в одностороннем порядке.

Дистанционное обучение стало активно развиваться c приходом массового интернета в начале 2000-х годов в странах ОЭСР, а потом дошло и до развивающихся стран. Оно широко представлено в форме MOOCs (Massive Open Online Courses, или Массовые открытые онлайн-курсы) на таких платформах, как Khan Academy, Coursera, EdX и Udemy, и в последнее десятилетие используется школами и вузами в дополнение к традиционному.

Смешанное обучение объединяет в себе очный формат с применением онлайн-ресурсов (видео, презентации, другие цифровые ресурсы) и передовых практик, ориентированных на ученика. Такие практики включают «перевернутый» класс, проектное, индивидуализированное обучение и обучение через решение проблем.

Согласно многочисленным международным исследованиям, самым эффективным методом является смешанное или гибридное обучение. При таком ученики получают навыки XXI века (критическое мышление, ИКТ-навыки, работа в команде, коммуникации и т.д.), превращаясь из «получателя» знаний в активного участника образовательного процесса. Исследования ОЭСР и департамента США подтвердили, что смешанное обучение повышает результаты учеников, улучшает их дисциплину и отношение к школе. Также оно выгодно с финансовой точки зрения и подтвердило экономию средств на государственном и муниципальном уровне.

Почему онлайн-обучение не может заменить учителей и очное обучение? Потому что процесс обучения и передачи знаний – это персональный опыт. Он максимально эффективен тогда, когда передается от человека к человеку в личном общении. Многие помнят лучших учителей, которые повлияли на становление нашей личности. Возможно, именно по причине любви к определенным учителям у нас появился интерес к предметам. Никогда компьютеры не смогут полностью заменить настоящего учителя.

По этой причине в США, где вопросы касательно образования принимаются не на центральном уровне, а на уровне штатов и муниципалитетов, приняли решение проводить обучение в гибридном формате. Реализация данного метода выглядит по-разному на практике в зависимости от штата и определенной школы. Например, в штате Мичиган школа будет работать очно два раза в неделю. В остальное время дети будут заниматься онлайн. Таким образом, сократится количество детей в классе и будут соблюдены меры социального дистанцирования. На уровне высшего образования каким-то предметам будут обучать онлайн и в гибридном формате, и часть – очно.

Многие исследователи в области образования, психологи и врачи лучших вузов (например Гарварда), подтверждают мысль о том, что «возвращение в школы детей должно стать национальным приоритетом». Это важно не только для их социально-эмоционального и академического развития, но и экономики всей нации. Именно образовательная система нивелирует социальное неравенство и помогает предоставлять равные возможности, в том числе для уязвимых слоев населения.

Например, Нидерланды, Финляндия и Дания открыли двери своих школ еще в апреле - мае. Размер классов было сокращен вдвое, некоторые занятия проводились на открытом воздухе. Программа обучения была изменена под новые реалии, ученикам была дана большая свобода, а упор сделан на общение и социализацию. В Финляндии разрешение посещать школу сначала получили дети раннего возраста, так как последние исследования коронавируса обнаружили слабую роль детей в переносе вируса. В последующем к очному обучению присоединились дети старшего возраста. Опыт по открытию школ в этих странах, а также в Австрии, Тайване и Сингапуре показал, что количество зараженных не увеличилось, а качество обучения повысилось по сравнению с дистанционным (Levinson, Cevik, Litsitch, 2020). Очевидно, данные страны заранее подготовили систему образования и обеспечили максимальные санитарные меры, чтобы не допустить дальнейшего распространения.

Казахстан принял решение проводить занятия на всех уровнях дистанционно с нового учебного года. Возможно, из-за большого количества заражений по стране и продления карантина. Однако, по мнению многих экспертов и родителей, главная причина – это неготовность нашей системы к смешанному или очному методам обучения в период пандемии. Для организации таких видов обучения необходимо подготовить всю систему. В физическом смысле школы должны будут поменять учебное пространство для сохранения социального дистанцирования и мониторить соблюдение санитарных норм. В методологическом смысле педагоги и школьная администрация должны быть подготовлены к новому формату обучения и владеть цифровыми навыками. Система оценивания должна быть обновлена в соответствии с новыми реалиями. Все это требует слаженной работы на всех уровнях (центральный государственный аппарат, области, районы, школы) и дополнительных финансовых вложений в образовательную систему.

Возникает вопрос - готова ли наша система и все мы к предстоящему дистанционному обучению? Весна показала, что многие процессы не были налажены. Появились технические проблемы с интернетом, отсутствовала техника у педагогов и детей в сельской местности, и качество преподавания снизилось. Какой бы формат обучения не был предложен в предстоящем году, если мы не примем срочных мер по улучшению всей системы, коронавирус откинет наше образование на долгие годы назад.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
56155 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
22 декабря родились
генеральный секретарь Казахстанской федерации футбола
министр внутренних дел РК
Forbes Video

Что не так с национальной политикой Казахстана?

Обсуждаемые в Соцсетях
Самые Читаемые

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить