Строительный рынок, как и любой другой, имеет свои сезонные и рыночные колебания. Отрицательную динамику рынок получил в октябре 2014; значительный спад продаж продолжается до сих пор. Это чувствуют как лидеры рынка, так и менее крупные игроки, ограничивая количество вводимых объектов.
Представим, что рынок - это вода в водоеме, а строительная компания – это поплавок. До октября 2014 воды в водоеме становилось все больше, рынок рос, и поплавки поднимались вместе с уровнем воды. Компании быстро распродавали новые площади, получали сверхприбыль, росли и могли не задумываться о завтрашнем дне, не переживать об эффективности бизнеса, а строить сразу 10-20 ЖК. Что говорить, и по сей день в нашей стране есть компании, которые строят «на глаз».
Сейчас продажи значительно сократились, замораживается все больше объектов, все меньше людей заняты в сфере строительства. Рынок строительства по цепочке тянет за собой большое количество бизнесов c других рынков.
Сейчас от руководства строительных компаний требуется правильное управление, эффективность во всем, системность и создание запаса на тот период, который потребуется для преодоления спада (теоретически это 2-3 года). Очень важно выстроить процессы так, чтобы небольшой штат смог эффективно обрабатывать большой объем работы. Нужно сократить мошенничество, которое до сих пор присутствует в сфере закупок. Надо выработать политики планирования и бюджетирования и неуклонно следовать им. Как ни странно, этих основных инструментов и сегодня нет у большинства компаний, и это опасно. В такой период ошибка может стоить компании «жизни», а клиенту – потерянных денег, которые, возможно, он копил на покупку квартиры долгие годы.
Видя ситуацию на рынке, его потенциал и возможности, а также неповоротливость местных игроков, на рынок начинают заходить зарубежные игроки: российские компании, сильные, опытные, эффективные, и международные – с корейскими, американскими корнями. У этих компаний все хорошо с управлением и процессами, да и сам подход к бизнесу значительно отличается от казахстанского. Все это, вкупе с меньшей финансовой стабильностью и эффективностью отечественных компаний, в конечном итоге приведет к переделу рынка строительства. Стоит только дождаться нового подъема.
Чтобы заметить разницу, можно просто посмотреть на строительные площадки международных компаний, которые уже работают в Казахстане. Посмотрите, как «красиво» строят Abu Dhabi Plaza или Talan Towers в Астане! Четко. В срок. Чисто. Профессионально. Эффективно. Заранее просчитав все риски в проекте. А у наших застройщиков постоянно возникают проблемы с материалами, планировкой, качеством, что в значительной степени влияет на взаимоотношения с клиентами.
Конечно, некоторые казахстанские компании стараются перестроиться. Они вкладывают деньги в исследования, прежде чем начать проект. Привлекают консультантов еще на этапе проектирования. Проверяют юридическую чистоту. Они уже поняли, что лучше потерять $200–300 тыс. на этапе исследования и определения интереса к проекту, чем $12-15 млн на возведение никому не нужного объекта и продавать его ниже себестоимости, чтобы хотя бы отдать основной долг по кредиту (часто приходится решать и такие проблемы). Да и сами объекты выходят значительно лучше, качественнее, и конечные клиенты получают продукт, пригодный не только для инвестиций, но и для комфортной жизни.
Передел рынка строительства состоится. Сколько компаний выживет, сумеет измениться - покажет время. Радует одно – «раненых» не будет, следовательно, конечный потребитель начнет получать действительно хороший продукт.