Qazaq Air хотят продать вместе с многомиллиардным долгом

18641

В авиакомпании и фонде «Самрук-Казына» рассказали о предстоящей приватизации

Фото: © Depositphotos.com\LyazaTretyakova

Во вторник, 22 августа, представители авиакомпании Qazaq Air и ее материнской структуры – фонда «Самрук-Казына» – провели брифинг, на котором рассказали, на каких условиях планируется приватизация перевозчика, почему определена такая стартовая цена – 10,2 млрд тенге и при каких обстоятельствах фонд может выкупить актив обратно. Напомним, о том, что портфельную компанию фонда выставляют на торги, объявили 18 августа 2023 года. Потенциальным инвесторам предлагают от 49% до 100% акций Qazaq Air.

О доле и стоимости

Как пояснила управляющий директор по развитию и приватизации АО «Самрук-Казына» Салтанат Сатжан, нижний порог предлагаемой доли – 49% – определен исходя из закона об использовании воздушного пространства Казахстана. Согласно ему иностранные инвесторы не имеют права владеть больше, чем 49%. «От 49% до 100% – это значит, что можно и 49%, и 50% продать. Какую именно долю мы продаем, станет понятно по результатам первого этапа конкурса. Кто-то подаст заявку на 49%, кто-то – на 75%. Мы получим заявки и проанализируем их на соответствие требованиям. На втором этапе будет борьба между теми, кто прошел первый этап», – рассказала спикер. На уточняющий вопрос, могут ли компанию купить сразу несколько инвесторов, она ответила: «Потенциально – да».

Стартовая цена лота – 10,2 млрд тенге. «Это стоимость 100% акций компании», – пояснила представитель фонда. Такую оценку, по ее словам, дал независимый оценщик – KPMG – в марте 2023 года. Стартовая цена сложилась следующим образом: стоимость бизнеса (19,4 млрд тенге – такой она была бы, если бы у компании не было долга) минус приведенная стоимость долга (13,9 млрд тенге) плюс деньги на счетах (4,7 млрд тенге). «Получается 10,2 млрд тенге», – резюмировала спикер.

Говорить о том, на какую итоговую цену рассчитывает продавец, спикеры не стали. Салтанат Сатжан отметила только, что установлена стартовая цена, и ценовая борьба, которая определит финальную стоимость, предстоит на втором этапе конкурса. Лучшее ценовое предложение будет определяться из расчета на одну акцию.

«Дочка» с «приданым»

Потенциальный инвестор, который захочет приобрести Qazaq Air, получит список инвестиционных обязательств. Одно из них – собственный стратегический план развития авиакомпании, включающий расширение флота; его нужно будет предоставить при подаче документов на конкурс. Также в течение пяти лет инвестор обязуется сохранить не менее двух третей штатных сотрудников, обеспечивать постоянную сертификацию по производственной безопасности и т.д.

Вместе с покупкой авиакомпании покупатель получит и финансовое обязательство. «Нужно будет погасить долг Qazaq Air перед фондом «Самрук-Казына», который в свою очередь является долгом перед Нацфондом – 38 млрд тенге. Эта сумма потребовалась для приобретения пяти бортов, которые сейчас есть у авиакомпании. Средства выдавались двумя траншами, у одного срок погашения – 2030 год, у второго – 2033-й. Мы ожидаем, что инвестор будет придерживаться этого графика погашения», – пояснила Салтанат Сатжан.

Отвечая на вопрос Forbes.kz о том, сколько средств должен будет вложить потенциальный инвестор в свою покупку, помимо выплаты долга фонду «Самрук-Казына», Салтанат Сатжан сказала, что это станет понятно из стратегического среднесрочного плана инвестора. То есть того, как он планирует расширить маршрутную сеть Qazaq Air, сколько бортов намерен купить, какие капитальные затраты на это потребуются и т.д.

Кого ищут для Qazaq Air

Салтанат Сатжан перечислила квалификационные требования к потенциальным покупателям. Их 15, но первым спикер назвала наличие опыта в гражданской авиации. По ее словам, если потенциальный покупатель не сможет ему соответствовать, то могут возникнуть «большие риски того, что компанией будут управлять неправильно, неквалифицированные инвесторы». «Авиакомпания – это прежде всего безопасность и жизни людей. Поэтому это очень важное квалификационное требование», – подчеркнула Салтанат Сатжан.

Журналисты пытались выяснить, что именно подразумевает это условие – «наличие положительного опыта в авиации». Например, спикеров спрашивали, может ли авиакомпанию купить инвестор, у которого есть самолет, но при этом он использует его крайне редко.

«Мы не продадим Qazaq Air просто так и кому попало, – заверила Салтанат Сатжан. – Если гипотетически у компании есть один самолет и она летает три раза в год, то вероятность того, что у такой компании и у такого инвестора есть средства вложить в нашу компанию для увеличения флота и развития, составляет 0,00005%». Председатель правления Qazaq Air Еркин Наурызбаев добавил, что привязки к тому, чтобы у инвестора был опыт именно регулярных перевозок, нет. Инвестором может стать и финансовая организация: для участия в конкурсе она может создать «консорциум» с третьими лицами, у которых такой опыт и экспертиза есть, привлечь их в свою команду, пояснил спикер.

«Есть ли в Казахстане инвесторы, соответствующие квалификационным требованиям?» – поинтересовался Forbes.kz. Салтанат Сатжан ответила так: «Если инвесторы готовы и соответствуют требованиям, то мы не ограничиваем участников», – и предложила Еркину Наурызбаеву тоже прокомментировать, на что глава Qazaq Air сказал: «Мы твердо верим, что есть, ждем».

Финансовый директор Qazaq Air Адилбек Умралиев решил подвести итог в вопросе авиационного опыта: «Основная точка принятия решения [в выборе инвестора] – стратегический бизнес-план, который потенциальный инвестор предоставит. Квалификационные требования – они для защиты, чтобы, как говорится, случайный прохожий не купил (…) Это чтобы защитить компанию от непрофессионального менеджмента, который может прийти», – сказал он. К слову, спикер отметил, что если инвестор не будет выполнять свой стратегический план, то у фонда «Самрук-Казына» есть право выкупить авиакомпанию назад.

Для понимания приведем пункт из конкурсной документации, касающийся опыта в авиации, дословно: «[Инвестор должен] иметь положительный опыт деятельности в сфере гражданской авиации и/или регулярных пассажирских перевозок и/или иметь команду, у которой есть опыт деятельности в сфере гражданской авиации и/или регулярных пассажирских перевозок».

В числе других требований к потенциальным покупателям Qazaq Air – финансовая устойчивость, платежеспособность, соответствие антисанкционным требованиям фонда и т.д.

Возвращайтесь к нам через 3 недели, к публикации готовится материал «Реформы - на благо медицины»

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Марат Баккулов: бизнес, который невозможно отобрать

Смотреть на Youtube

Раимбек Баталов: санкции, переезд российского бизнеса, помощь предпринимателям

Смотреть на Youtube

Казахстан в кольце друзей или врагов?

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить