Досым Сатпаев: Как подготовиться к землетрясению

19153

Специально для Forbes.kz политолог перечислил меры, позволяющие снизить ущерб от стихийных бедствий

Досым Сатпаев
Досым Сатпаев
Фото: © Андрей Лунин

Как показала практика, часто страшен не сам кризис или форс-мажор. Больше вреда наносит отсутствие компетентности, халатность, коррупционный интерес и провал антикризисного менеджмента со стороны государственных структур. И даже в случае появления точного прогноза по землетрясению есть большой риск того, что он утонет в бюрократической системе Казахстана, где никто не захочет брать на себя ответственность за принятие решений, или же начнется традиционная межведомственная чехарда.

Как отмечают эксперты, согласно одобренным процедурам, прогноз идет в межведомственную комиссию МЧС РК, Совет безопасности РК, акиматы Алматы и Алматинской области и другие специальные структуры РК. Но большинство из этих структур за все эти годы не показали свою эффективность во время разных кризисных ситуаций.

Власти реагировали запоздало и неправильно

Во время землетрясения сирены даже не работали. Хотя в обычные дни их часто включали для тренировок. Системы оповещения о землетрясении также не было. Кстати, была странная ситуация, когда некоторые владельцы телефонов с ОС Android получили сообщения от Google за несколько секунд до сейсмоударов о возможном землетрясении. Оказывается, еще в 2020 году Google сообщила, что хочет превратить смартфоны с Android в сеть для обнаружения землетрясений и раннего оповещения о них. При этом обнаруживать колебания земной коры позволяет акселерометр, стандартно входящий в оснащение смартфона. И, судя по всему, этот механизм уже работает. Но вся проблема в том, что многим горожанам это вряд ли как-то поможет, так как такое сообщение дает им лишь несколько секунд, чтобы отойти от стекол и тяжелых предметов в квартире, из-за которых чаще всего бывают увечья. Таким образом, в большинстве случае сообщение о произошедшем землетрясении многие люди получат уже после него, как это было и в этот раз.

Власти реагировали постфактум. Но неправильно. Не было сразу смс с конкретным планом действий: что взять, куда идти, что делать. Людям меньше всего нужна информация о том, что было землетрясение. Это и так понятно. Людям нужна конкретная инструкция.

Паника росла по причине того, что большинство не знало, что делать и куда идти. Кто-то решил уехать из города, и образовались пробки. Те, кто был более подготовлен, пошел в ближайшие школы и детские сады.

Кстати, в прошлом году в некоторых алматинских подъездах повесили наконец план мест эвакуации. Но проблема в том, что в случае разрушительного землетрясения это также мало поможет, так как в местах эвакуации ничего не подготовлено для самой эвакуации. Если выжившие соберутся, то не найдут там ни воды, ни еды, ни инструментов для откапывания еще живых, ни медикаментов, ни радиоприемников, ни одежды. Ничего. Отсюда вывод: каждый должен прийти со своим тревожным чемоданчиком. Но и его у многих нет, так как это уже система подготовки населения к ЧС, чем и должно заниматься государство: в детских садах и школах учить детей, как себя правильно вести. На предприятиях организовывать регулярные тренировки.

Японский опыт

Таким образом, ситуация никак не изменилась с 2006 года, как мы издали книгу «Эффект домино. Возможные последствия алматинского землетрясения» и сняли фильм «Девять баллов» с оценкой экономических, политических, демографических и прочих последствий разрушительного землетрясения в Алматы с участием широкого круга специалистов. Книга была тогда передана всем государственным структурам, которые отвечают за безопасность города. Многие предупреждения и рекомендации, которые были тогда сделаны в книге и в фильме, до сих пор актуальны, а вероятность землетрясения увеличилась.

Хотя нам не надо изобретать велосипед. Надо взять всё самое лучшее из японского опыта. Отсутствие точных методов прогнозирования заставило японцев развивать другой подход в минимизации рисков природных и техногенных ЧС. Если нет возможности заранее предупредить людей о землетрясении, то надо, во-первых, строить дома и офисы таким образом, чтобы они массово не разрушались во время сейсмических ударов. Речь идет о строгих стандартах сейсмостойкого строительства, о которых мы можем только мечтать, зная, как бессистемно и часто некачественно застраивался Алматы последние 30 лет. И никто не даст гарантий, что многочисленные человейники, построенные за последние годы в разных частях города, не превратятся в большие братские могилы.

Во-вторых, выживаемость людей значительно возрастает, если они знают, как правильно себя вести во время ЧС. Каждый год в Японии проходит «Неделя по предотвращению бедствий», которая начинается 1 сентября. Именно 1 сентября 1923 года произошло разрушительное землетрясение, которое привело к большому количеству человеческих жертв (более 100 тысяч) и нанесло огромный ущерб Токио, а также соседним префектурам. Кроме этого, с конца августа по сентябрь длится сезон тайфунов на японских островах. В этот период по всей Японии активно организуются многочисленные просветительские мероприятия, посвященные снижению опасности от бедствий.

И лучше начинать обучение с раннего детства. В японских муниципальных детских садах ежемесячно организуют такие учения. Детей заранее не предупреждают, когда будут их проводить. Сначала раздается сирена, а потом директор садика сообщает, что именно случилось: пожар, землетрясение или цунами. Пару раз в год детей специально кормят продуктами из запасов, созданных для чрезвычайных ситуаций. Это делается для того, чтобы приучить их к такой еде. Также это позволяет периодически обновлять данные запасы.

Лопаты, топоры и вода

Подготовка к разрушительному землетрясению необходима, так как опыт других стран показывает, что во время разрушительного природного ЧС в течение одной недели люди должны будут выживать сами, без внешней помощи. При этом мировой опыт показывает, что больше половины ущерба наносит не стихия, а так называемые вторичные факторы: утечки газа, пожары, выброс ядовитых химических веществ, сход селя и оползней в горной местности и т. д.

Давно уже нужно создавать инфраструктуру, которая помогла бы выжившим людям в первые дни после разрушительного землетрясения. Например, возникает крайняя необходимость в создании совместно с районными акиматами и КСК специальных складов, стоящих отдельно от жилых домов, для хранения всех необходимых инструментов и ручных механизмов, которые могут понадобиться выжившим горожанам для оказания первой помощи пострадавшим в завалах. Расчет должен быть: один склад на 10 тысяч горожан. Содержимое склада – лопаты, топоры, ломы, домкраты, брезент, плотная полиэтиленовая пленка, газовые горелки, спички, аптечки. Вроде бы просто, но сколько жизней можно будет спасти! Должны быть запасы питьевой воды. Ведь, как отмечают эксперты, чистой воды в городе не будет, вода из разорванных труб водопровода и канализации будет стекать в водоемы. Если население будет брать там воду для питья, это грозит вспышкой инфекций.

Нам давно уже необходимо создавать учебно-методические центры по подготовке тренеров (на базе всех районных акиматов) для обучения населения алгоритмам действий во время и после ЧС с учетом организации первой помощи. Для работы этих центров нужна разработка обучающей спасательной методики для населения всех возрастов и целевых групп. Эти же центры должны проводить регулярные антисейсмические учения и тренинги в детских садах, школах, других учебных заведениях, а также для взрослого населения района.

Необходимо создание специального отдельного YouTube-канала для жителей Казахстана, посвященного подготовке к разным видам ЧС (землетрясение, сель, террористический акт и т. д.), где были бы интервью и прямые линии (вопросы-ответы) с представителями власти, отвечающими за безопасность в разных сферах, выступления специалистов по выживанию в условиях разного типа ЧС, демонстрация учебных фильмов, а также детских программ и мультфильмов, связанных с правильными алгоритмами действий во время и после ЧС с учетом организации первой помощи.

Нужна более активная работа по сейсмоусилению жилого фонда, в первую очередь за счет сноса ветхого жилья и ужесточения контроля над сейсмостойким строительством нового жилья.

Давно уже назрела идея создания центра ситуационного моделирования и антикризисного управления. Ведь на всех уровнях государственной власти, в первую очередь на местах, должна быть своя «черная папка» на случай коммуникационного кризиса. В ней должен лежать четкий алгоритм антикризисных действий – несложный стандартный механизм действий в случае форс-мажорных ситуаций. Понятно, что знание будущего в условиях динамичной неопределенности – вещь сложная. Но когда речь идет об антикризисной коммуникации, разработка стандартной процедуры реагирования со стороны тех или иных государственных структур вполне реалистична.

Также необходимо создание единого центра волонтерской деятельности с предоставлением складского помещения и другой необходимой инфраструктуры, которую можно было бы использовать для волонтерской деятельности. Следует определить вместе с властями и волонтерами модель использования материально-технического потенциала бизнес-сообщества во время совместной ликвидации последствий ЧС.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Как сеть клиник «Diaverum Казахстан» за восемь лет выросла в шесть раз »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Стрит-арт культура в Казахстане. Есть ли будущее?

Смотреть на Youtube

Как управлять 280 аптеками, развивать супермаркеты, строить новые рестораны и открывать гостиницы

Смотреть на Youtube

Основатель КДЛ "Олимп" Ерлан Сулейменов: о связях с Минздравом, неудачных праймериз и вакцинировании

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить