Как снизить побочный ущерб от американской политики в отношении Китая

12727

Новые американские ограничения экспорта из Китая и прямых инвестиций в Китай, скорее всего, причинят значительный побочный ущерб китайской экономике, повышая риск конфликта

ФОТО: © pexels.com/Karolina Grabowska

Но если Китай и США сумеют концептуально договориться о создании специальной экономической зоны (например, на острове Хайнань), тогда побочный ущерб и геополитические риски могут значительно уменьшиться.

Джейк Салливан, советник президента США Джо Байдена по национальной безопасности, сравнил американские экономические ограничения против Китая с «маленьким двориком за высоким забором». Администрация США стремится ослабить возможности китайской армии в борьбе с американскими силами в Южно-Китайском море, но при этом американские власти по-прежнему рассчитывают на двустороннее сотрудничество по глобальным вопросам, таким как изменение климата, контроль за фентанилом, биоразнообразие, ядерное нераспространение. Именно такие сигналы подавали Китаю министр финансов Джанет Йеллен, недавно завершившая свой визит в эту страну, а также госсекретарь Энтони Блинкен, посетивший Китай в июне.

Вводимые США и их союзниками торговые ограничения против Китая сконцентрированы на экспорте полупроводников высшего класса, а также материалов и оборудования, которые необходимы для их производства. К ним относятся передовые изоляторы и лубриканты, сверхчистая вода, а также более 20 видов машин для производства чипов (в выпуске такой техники доминирует небольшое количество американских, японских и европейских фирм).

Проблема в том, что те же самые материалы и оборудование используются для производства чипов более низкого класса. Сегодня Китай производит примерно 20% мировых полупроводников (в основном низкого и среднего класса), которые используются в электромобилях, медицинской технике, потребительской электронике, а также в промышленном оборудовании. Западные ограничения экспорта и инвестиций негативно скажутся на многих из этих отраслей китайской экономики, повлияв не только на их глобальную конкурентоспособность, но и размеры занятости, доходов, а также налоговых поступлений. Такие результаты усилят скептическое отношение китайцев к концепции «маленького дворика» Салливана и снизят их готовность сотрудничать по другим глобальным вопросам.

В полной мере эффект подобных решений может оставаться не очень заметным в течение ещё нескольких лет, потому что китайские компании накопили запасы продукции из списка запрещённого экспорта. Однако если китайская политика развития отечественной промышленности не сумеет справиться с этим дефицитом, тогда качественный разрыв между чипами, производимыми в Китае, и чипами, выпускаемыми в других странах, скорее всего, увеличится.

Согласно гипотезе «Китай на пике», которая используется в США для оправдания жёсткой политики в отношении этой страны, китайский экономический рост, возможно, уже достиг своего пика, и поэтому сейчас (или в самом ближайшем будущем) у Китая наступил наилучший момент, что выдержать конфликт с США или даже выиграть в таком конфликте.

Поскольку в обозримом будущем темпы экономического роста в Китае вряд ли упадут ниже темпов роста в США, гипотеза «Китай на пике» не выглядит соответствующей фундаментальным показателям экономики. Однако вводимые администрацией Байдена ограничения на экспорт и инвестиции потенциально могут привести к реализации самосбывающегося сценария «Китай на пике». В частности, американские и западные технологические ограничения воздвигают блокпосты на пути китайского прогресса в производстве полупроводников и в массе других отраслей, в которых используются чипы.

Чем дольше Китай будет ждать, тем шире окажется технологический разрыв между двумя странами. Соответственно, если Китай почувствует, что он вынужден рискнуть военным конфликтом с США, у него будет мало стимулов сидеть и выжидать. Иными словами, американские торговые ограничения могут в итоге приблизить войну, которую они надеялись предотвратить.

Поиск способов минимизации побочного ущерба от американских ограничений принёс бы выгоду всем заинтересованным сторонам. Один из возможных подходов предполагает достижение Китаем и США соглашения о частичном исключении определённых свободных экономических зон (СЭЗ) из режима ограничений. Такое соглашение позволило бы Китаю провести релокацию производство полупроводников низкого и среднего класса в специально отведённые зоны, например, на Хайнане (этот остров больше всех Гавайских островов, вместе взятых).

Чтобы СЭЗ смогли минимизировать побочный ущерб, Китай мог бы выдавать специальные визы международным инспекторам, получившим предварительное одобрение и Китая, и США. Они могли бы совершать частые и внезапные визиты на производственные объекты на острове Хайнань с целью гарантировать, что продукция из запрещённого списка используется исключительно для производства чипов невысокого класса для электромобилей и других изделий гражданского назначения, включая товары, которые экспортируются на мировой рынок. Чтобы смягчить китайскую озабоченность вопросами безопасности, инспекторам понадобится отдельная, обычная виза для посещения других регионов страны.

Вновь учреждённая СЭЗ могла бы предоставить Америке дополнительные гарантии, что запрещённая продукция не будет использоваться для других целей. И она позволила бы минимизировать негативное влияние на китайскую экономику ограничений, вводимых США, что даст Китаю возможность сохранить коммерческую конкурентоспособность в необоронных отраслях, например, в производстве электромобилей.

Подобные договорённости позволили бы американским компаниям сохранить присутствие в материковой части Китая, а не уходить совсем с одного из крупнейших в мире рынков и страдать затем от катастрофического падения продаж. Поскольку значительная часть китайской гражданской экономики окажется лучше изолирована от геополитики, Китай, возможно, будет больше склонен к сотрудничеству с США по вопросам изменения климата, фентанила и др. Но что самое важное, развитие сотрудничества помогло бы предотвратить реализацию искусственного сценария «Китай на пике», а значит, уменьшить риски войны в Южно-Китайском море.

Такое решение принесёт пользу и всему остальному миру, потому что СЭЗ позволит сохранить эффективность, связанную с ролью Китая в качестве мирового производственного центра. Компании из Европы и других регионов мира могли бы и дальше продавать свою продукцию в Китай через Хайнань, тем самым поддерживая занятость и налоговые доходы в своих странах, а также защищая глобальную экономическую стабильность и процветание.

© Project Syndicate 1995-2023 

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Как сеть клиник «Diaverum Казахстан» за восемь лет выросла в шесть раз »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Ректоры крупнейших частных вузов Казахстана о проблемах образования

Смотреть на Youtube

Что будет с банком Bereke?

Смотреть на Youtube

Режиссер «5:32» Алишер Утев о том, как коррупция убивает казахстанское кино

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить