«Энергия будущего» превратит ЭКСПО-2017 в ЭКСПО-2024

21296

Нацкомпания «Астана ЭКСПО-2017», как стало известно Forbes.kz, разработала стратегию своего развития. Планируется, что после проведения выставки компания не ликвидируется, а разрастется и наплодит «дочек». Одна из них займется созданием технопарка для выработки «энергии будущего». Под эту пока неизвестную науке субстанцию пойдут деньги, вырученные от аренды площадей ЭКСПО

Иллюстрация: expo2017astana.com

Есть жизнь после выставки

Примечательно уже само по себе название стратегии нацкомпании «Астана ЭКСПО-2017» (нам удалось ее изучить), где обозначен срок – 2015-2024 годы. Таким образом, после проведения выставки деятельность компании отнюдь не закончится. Она, можно сказать, только начнется. Это подтверждает старую бюрократическую истину о том, что нет ничего более постоянного, чем временное. А также свидетельствует, что проектное управление, которое все шире распространяется в развитых странах, на казахстанской почве не приживается.

Как сделали бы на западе? Собрали проектную команду, провели выставку, подвели итоги и распустили проект. Но если у нас создается компания, которая обзаводится штатом, офисом, автопарком - а вдобавок еще и стратегией – то это всерьез и надолго. И завершение проекта здесь уже роли не играет.

Что примечательно, в стратегии «Астана ЭКСПО-2017» вообще основное внимание уделяется именно поствыставочному периоду. По поводу самой выставки поставлены лишь ключевые цели. Во-первых, сдать к концу 2016 все объекты ЭКСПО-2017 общей площадью 303 тыс. кв. метров. Во-вторых, обеспечить участие в выставке более 100 стран. В-третьих, добиться, чтобы ЭКСПО-2017 посетило не менее 2 млн человек, а общее число посещений составило 5 млн.

Обойдемся без иностранцев

Самое поразительное, что в стратегии не ставятся цели касательно посещений выставки иностранными гражданами. Хотя именно это является сутью ЭКСПО – привлечь как можно больше посетителей из разных стран. Без этого выставка теряет и коммерческий, и тематический смысл. Что толку собирать участников из 100 государств, если все их достижения будут смотреть жители только одной страны?

Количество иностранных гостей – это, по сути, единственный показатель, по которому можно оценивать эффективность работы организаторов. Введенные в эксплуатацию квадратные метры – это чисто строительный вопрос. Отечественные посетители – тоже не показатель, поскольку при использовании административного ресурса не составит большого труда нагнать на выставку студентов, школьников, бюджетников. А вот привлечение иностранных туристов характеризует способность организаторов продать на глобальном рынке продукт под названием ЭКСПО-2017. Если не удалось продать, то все остальные результаты – это псевдоитоги. Количество квадратных метров тогда уже не будет иметь никакого значения.

Понятно, что менеджмент нацкомпании «Астана ЭКСПО-2017» поступил крайне осмотрительно, не ставя целевых показателей по привлечению иностранных посетителей – их реальное количество будет слишком невелико. Но это то же самое, как если бы «Казмунайгаз» в своей стратегии не ставил целей по добыче нефти и увеличению ее запасов, а КТЖ – по увеличению перевозок.

Нет в стратегии и цели обеспечить возмещение расходов на подготовку и проведение выставки полностью или хотя бы частично.

Между Силиконовой долиной и Сколково

Если вы думаете, что нацкомпанию «Астана ЭКСПО-2017» создали для подготовки и проведения международной специализированной выставки, то глубоко ошибаетесь. Все ее стратегические помыслы обращены куда выше - планируется создать научно-технологический парк развития технологий «энергии будущего». А нацкомпания «Астана ЭКСПО-2017», соответственно, возьмет этот технопарк под крыло.

В структуру парка войдет, в первую очередь, блок инкубирования инновационных стартапов. Как следует из стратегии, основной функцией бизнес-инкубаторов является не обеспечение стартапов офисами, а решение трех других ключевых задач – обучение бизнес-навыкам, привлечение финансирования и создание горизонтальных связей.

Также будет создан Фонд финансирования развития научно-технологического парка. Он будет пополняться за счет средств от сдачи в аренду офисной и жилой недвижимости, созданной в процессе подготовки к ЭКСПО-2017,  а также торговых площадей и подземного паркинга. Туда же пойдут деньги от концессии на строительство торгового центра, дополнительных торговых площадей, спортивного комплекса, гостиниц, дополнительной жилой застройки городка ЭКСПО-2017. Наконец, в фонд поступят средства, которые предполагается выручить от сдачи в аренду офисных, лабораторных и производственных площадей и оказания комплекса бизнес-услуг резидентам технопарка.

Уже к 2018 число резидентов технопарка составит 35, а к 2023 достигнет 87. Объем инвестиций за это время вырастет с 136 млрд тенге до 475 млрд тенге, их доходность планируется не ниже 20%.

Вполне ожидаемо, что среди заказчиков технопарка на первом месте стоят национальные компании, взаимодействие с которыми будет осуществляться «через разработку заказных инноваций в области технологий «энергии будущего» под конкретные потребности производства». Иными словами, именно деньги нацкомпаний станут той энергией, которая будет питать будущий технопарк. Заказы со стороны частных предприятий представить себе довольно трудно. В стратегии, собственно говоря, даже не предпринимается попытка проанализировать потребности рынка в таких разработках. 

Наследники ЭКСПО

Другая часть жизни после выставки будет связана с использованием объектов, для которых придуман искрометный термин - «наследие ЭКСПО-2017». А наследие это, как ожидается, будет настолько обширным, что для управления им создадут отдельную компанию, которая будет выступать оператором коммерческой недвижимости.

Эта компания будет получать рентный доход от сдачи в аренду площадей, переходящих в ее собственность при реализации концессионных соглашений с застройщиками. Из этого дохода 3% она будет оставлять себе на покрытие текущих расходов, 15% пойдет в пользу другой новой конторы - «Строительно-инжиниринговой компании» (к ней мы еще вернемся). Остальные деньги, то бишь 82% рентного дохода, будет поступать в Фонд финансирования развития научно-технологического парка.

Планируется, что в 2018 выручка от сдачи в аренду коммерческих площадей ЭКСПО составит 36,4 млрд тенге, но к 2023 она вырастет лишь на 400 млн тенге.

Уже упомянутая «Строительно-инжиниринговая компания» займется «эксплуатацией и комплексной интеграцией технологий «энергии будущего» в городскую среду». Далее в стратегии поясняется, что она будет внедрять технологий Smart City в городской среде. Хотя на самом деле «энергия будущего» и технологии Smart City далеко не тождественны. Видимо, четкого понимания продуктов, которые будет выдавать эта компания, еще нет. Понятно лишь одно – она прочно подсядет на финансирование из столичного бюджета, выполняя различные заказы, связанные с городским хозяйством. Причем это финансирование будет быстро расти. В 2018 объем услуг «Строительно-инжиниринговой компании», как ожидается, составит 10 млрд тенге, а к 2023 он подскочит до 30 млрд тенге, то есть почти догонит доход от сдачи в аренду коммерческих площадей ЭКСПО.

Бюджет как энергия будущего

Таким образом, будет создано четыре дочки нацкомпании «Астана ЭКСПО-2017»: оператор недвижимости, «Строительно-инжиниринговая компания», управляющая компания научно-технологического парка и Фонд финансирования развития научно-технологического парка. Часть объектов, которые останутся после выставки, будут использованы для размещения стартапов, связанных с «энергией будущего». Остальные площади будут сдаваться в аренду, и прибыль будет также инвестироваться в развитие технологий «энергии будущего». Продукты, выдаваемые стартапами, станут внедряться в столичном хозяйстве.

Теоретические все выглядит убедительно. Но в этой схеме не хватает главного - связи с рынком. По сути, все замыкается на государственный сектор. Он будет основным заказчиком технологий. И он, возможно, станет одним из ведущих арендаторов площадей. Видения того, какие продукты, связанные с «энергией будущего», сможет производить новый технопарк, и того рыночного сегмента, который они могут заинтересовать, в стратегии нет. В ней подразумевается, что стоит только обеспечить площади и финансирование, а за рождением востребованных технологий дело не станет. Но так не бывает. Без понимания рыночного спроса любая стратегия нежизнеспособна. 

Технопарков в Казахстане уже создано немало. И разработку технологий «энергии будущего» можно было без проблем проводить в рамках одного из них. Так стоит ли строить под ЭКСПО целых 330 тыс квадратных метров, если нет ни цели по привлечению иностранных посетителей, ни конкретного продукта для дальнейшей раскрутки?

Возвращайтесь к нам через 3 недели, к публикации готовится материал «75 богатейших бизнесменов - 2024»

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Ректоры крупнейших частных вузов Казахстана о проблемах образования

Смотреть на Youtube

Почему Байтасов хочет стать акимом Алматы

Смотреть на Youtube

Стрит-арт культура в Казахстане. Есть ли будущее?

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
Forbes Q&A: КАК ДЕЛАЛИ РЕЙТИНГ БОГАТЕЙШИХ БИЗНЕСМЕНОВ КАЗАХСТАНА Смотреть на Youtube