Короли бензоколонок

17061

Почему инвестиции в ретейл спасут нефтегазовый бизнес от разорения

ФОТО: © Depositphotos.com/klyaksun

Для нефтегазовых компаний нынешний бизнес-климат тяжел как никогда. Пандемия коронавируса привела к небывалой волатильности цен на углеводороды и подстегнула популярность альтернативной энергетики. Для нефтегазового бизнеса 2020 год стал одним из самых неприбыльных за несколько последних десятилетий. Локдаун заставил людей засесть по домам, поэтому значительно упал спрос на бензин. По оценке агентства The Boston Consulting Group (BCG), во втором и третьем кварталах минувшего года спрос на бензин в странах ОЭСР был на 19% ниже, чем в аналогичный период 2019 года. Поскольку топливо стало не востребовано, упали продажи в магазинах на автозаправочных станциях.

Эксперты задумались о том, есть ли будущее у заправочных станций, и пришли к следующему выводу: продажа нефтепродуктов остается важнейшим направлением нефтегазового бизнеса. По мнению BCG, налаженные каналы реализации нефтепродуктов помогут нефтегазовым компаниям диверсифицировать свою деятельность по мере того, как значимость углеводородов будет снижаться. Поэтому отказываться от развития в области ретейла не стоит – напротив, аналитики рекомендуют усилить это направление.

Согласно данным BCG, нефтегазовые компании, чьи заправочные станции пользуются успехом в качестве точек продаж товаров первой необходимости, показали неплохие финансовые результаты в последний год. Доходность активов таких компаний стабильно превышает 20%.

АЗС образцового содержания

Инвестиции в ретейл важны для нефтегазовых компаний по нескольким причинам. Во-первых, за счет прямых продаж по каналам B2C и B2B они могут аккумулировать большие массивы данных. Эти данные впоследствии можно использовать для определения предпочтений потребителей и разработки новых продуктов.

Во-вторых, ретейл способен помочь нефтегазовым корпорациям провести трансформацию бизнеса. Заправочные станции – это потенциальные логистические центры, которые можно использовать для доставки тех или иных продуктов, не обязательно неф­тяных, конечному потребителю. Представьте себе такой сценарий: заправочные станции выполняют функцию магазинов «у дома», из которых можно заказать доставку всего необходимого. Учитывая разветвленность заправочных сетей крупных нефтегазовых компаний, такое развитие бизнеса представляется экспертам вполне возможным.

Автозаправочные станции – ценный ресурс и для направления B2B. Дело в том, что заправками пользуются не только частные автовладельцы, но и коммерческие автопарки. Данные, которые можно собирать на заправках о состоянии того или иного автопарка, просто безграничны. Насколько эффективно водители расходуют бензин? По каким маршрутам они ездят? Как меняется расход топлива автомобиля со временем? Какие поломки случаются? Всю эту информацию можно собирать через автозаправочные станции, чтобы затем разрабатывать индивидуальные услуги для корпоративных клиентов.

В-третьих, заправки могут стать фасадом трансформации нефтегазового бизнеса в экологичные компании. На АЗС клиентам можно предлагать целый ряд «экологичных» услуг: зарядку электромобилей, заправку природным газом или биотопливом. Все это поможет нефтегазовым компаниям сформировать правильный, современный имидж и диверсифицировать свой бизнес. Такие крупные игроки, как BP и Total, уже полным ходом строят станции подзарядки электрокаров, рассчитывая на растущую популярность этого вида транспорта.

Позиционирование для нефтегазовой сферы важно как никогда. Индустрия стремительно перестраивается, и корпорациям жизненно важно представить себя в качестве энергетических компаний, стремящихся свести наносимый окружающей среде вред к нулю. Заправочные станции в этом смысле – бесценный ресурс. Дизайн заправок, предлагаемый на них сервис, общее позиционирование заправочной сети – все это способно привлечь новых партнеров, клиентов и сотрудников.

Стратегия победителя

Инвестиции в ретейл – сложная задача для нефтегазовых компаний, привыкших к иной бизнес-модели. Ретейл требует новых навыков, знаний и подходов к работе, указывают в BCG. Для успешного развития ретейла топ-менеджерам в нефтегазовой сфере нужно сосредоточиться на диверсификации. Эксперты рекомендуют управленцам воспринимать свои компании как холдинги, работающие в разных направлениях: от недвижимости до логистики. Все эти направления таят в себе огромные возможности, которые необходимо развивать.

Кроме того, топ-менеджерам необходимо трезво взглянуть на роль заправочных станций в их бизнесе и оптимизировать заправочную сеть с учетом глобальных трендов в мобильности. Куда, откуда и каким образом будут перемещаться люди завтра? На этот вопрос нужно иметь четкий ответ – тогда можно будет строить новые АЗС там, где они наиболее востребованы. Профиль деятельности существующих заправок тоже необходимо пересматривать, уверены в BCG. Совсем скоро электрокары начнут теснить бензиновые автомобили из крупных городов – это всего лишь один тренд, который стоит принять во внимание.

Возможно, в это слабо верится, однако через пять-десять лет неф­тегазовый бизнес будет выглядеть иначе. Чтобы угнаться за переменами, перестраивать бизнес-модель необходимо уже сегодня, считают эксперты. Развитие альтернативной энергетики, выстраивание правильного имиджа, вложения в ретейл – вот что поможет неф­тегазовым компаниям преуспеть в современном мире.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Как сеть клиник «Diaverum Казахстан» за восемь лет выросла в шесть раз »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Антон Долин: отъезд из России, коллеги по «Вечернему Урганту», русское кино во время войны

Смотреть на Youtube

Маргулан Сейсембай: о Казахстане в эпоху Токаева

Смотреть на Youtube

Лилия Рах: Из деревни - к звёздам мировой индустрии моды

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить