Бизнесмены Казахстана предпочитают находить партнеров в Сети
Несмотря на кризис, падение экономических показателей и «нефтяной удар», рынок e-commerce в Казахстане растёт
Об этом говорит статистика Международного центра интернет-торговли Allbiz.
В первую очередь, растет внутренний рынок онлайн-торговли. Так, за пять месяцев 2016, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, он вырос на треть. При этом самая высокая положительная динамика прослеживалась в апреле: в сравнении с этим же месяцем 2015 количество запросов на ресурсе увеличилось на 50%, а в феврале 2016 к февралю 2015 увеличилось на 40%.
Что касается рынков, в рамках которых активнее всего происходила онлайн-торговля в Казахстане, то за январь-май 2016, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, силы несколько перераспределились: рынки остались теми же, однако их доли изменились, хотя общее количество запросов топ-5 рынков оказалось примерно одинаковым.
При этом значительно трансформировался список основных товаров, приобретаемых онлайн на внутреннем рынке за январь-май: свою позицию сохранили только племенные животные; остальные товарные группы либо нарастили, либо потеряли спрос.
Товар, внутренний спрос, 2015 |
Товар, внутренний спрос, 2016 |
Торговые автоматы |
Офисная бумага |
Яйца |
Яйца |
Автомобильные аксессуары |
Мобильные телефоны и аксессуары |
Куры домашние |
Мука |
Племенные животные |
Племенные животные |
Биологически активные добавки (БАД) |
Сельскохозяйственные животные |
Сельскохозяйственные животные |
Торговые автоматы |
Мука |
Куры домашние |
Сахар |
Биологически активные добавки (БАД) |
Кирпич |
Сыпучие материалы |
Внешняя онлайн-торговля Казахстана несёт потери
За первые 5 месяцев 2016 объем внешней онлайн-торговли Казахстана оставляет желать лучшего: суммарное количество запросов на экспорт-импорт оказалось равно трети количества внутренних запросов, при этом с экспортом обстоят дела немного лучше, чем с импортом.
Так, за январь-май 2016, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, экспорт вырос на 8%, а вот импорт потерял целые 32%.
Главные заказчики казахстанской продукции в 2016 несколько изменились: если в 2015 в тройке лидеров уверенно держались Россия, Украина и Узбекистан, то в текущем году третье место заняли США, нарастив импорт с Казахстана в четыре раза. Объем экспорта в Россию и Украину практически не изменился. В импорте товаров в другие страны ситуация оказалась аналогичной: первое и второе место заняли Россия и Украина (как в 2015, так и в 2016), а вот третье место в текущем году досталось Узбекистану, который потеснил с этой позиции Китай.
Главные рынки, товары которых Казахстан экспортировал за январь-май 2015 и 2016, были следующими.
Как и в случае с экспортом, в импорте самая большая доля отошла рынкам продуктов, напитков и сельскохозяйственному рынку. Также держит позиции строительный рынок.
Товарная структура казахстанского экспорта в январе-мае 2016 в сравнении с этим же периодом 2015 изменилась: в топе повторились только три пункта (мука, подсолнечное масло и крупы), которые, к слову, не остались на прежних позициях.
Товар, экспорт, 2015 |
Товар, экспорт, 2016 |
Мука |
Отруби зерновые |
Сельскохозяйственные животные |
Масло подсолнечное |
Говядина |
Пшеница |
Племенные животные |
Мука |
Продукция табачная |
Курятина и субпродукты |
Крупяная продукция |
Рапс |
Масло подсолнечное |
Крупяные культуры |
Угли каменные и бурые |
Запчасти и другие комплектующие |
Чай |
Нут |
Водка |
Мясо и субпродукты |
В товарном топе импорта ситуация сложилась аналогичная: повторились три товара: сахар, орехи и яйца; остальной список значительно видоизменился.
Товар, импорт, 2015 |
Товар, импорт, 2016 |
Сельскохозяйственные животные |
Офисная бумага |
Сахар |
Масло подсолнечное |
Орехи |
Нетканое полотно |
Яйца |
Сахар |
Оборудование для аттракционов |
Фрукты разных сортов сушеные |
Торговые автоматы |
Мясо говядина |
Оборудование и формы для производства кирпича |
Бинты, вата, салфетки медицинские |
Племенные животные |
Орехи |
Молоко и продукты его переработки |
Яйца |
Посевной материал для полеводства |
Волокна, пряжа, нити |
Очевидно, что рынок электронной коммерции в Казахстане имеет все предпосылки для роста. Так, только по итогам 2015 количество казахстанских компаний, зарегистрированных на Allbiz, выросло на 20% и превысило 70 тыс.
Такие показатели вместе с масштабным ростом количества онлайн-заказов на внутреннем рынке и тенденцией к росту экспорта, говорят о том, что e-commerce развивается и будет развиваться, в первую очередь, благодаря выходу в интернет консервативных отраслей, таких, как сельское хозяйство и строительство, а также за счет увеличения количества интернет-пользователей в Казахстане.
Возвращайтесь к нам через 3 недели, к публикации готовится материал «75 богатейших бизнесменов - 2024»
Forbes Video
Как заработать на козах
Смотреть на Youtube ⟶Газиз Абишев: бунт Пригожина, будущее России и Казахстана
Смотреть на Youtube ⟶Ермек Турсунов: Мне не нравится жить в этой стране
Смотреть на Youtube ⟶